Ι. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А. Сухомлинский.
Актуальность
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен
видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен
принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него
свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.
Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение
сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи
и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие
способности. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое
воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать чтото, что до тебя еще никем не было сделано, или то, что до тебя существовало,
сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в
человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к
совершенству и, конечно, прекрасному в самом высоком и широком смысле
этого понятия.
Чтобы творческое начало ребенка имело продвижение вперед необходимо
расширение его творческих умений. Работа с разными бросовыми
материалами: бумагой, нитками, тканью в различных нетрадиционных
техниках имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.
Создавая что-то новое, ребенок приобретает определенные эстетические
вкусы. Результат этих увлекательных занятий не только конкретный –
рисунки, поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой
наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного
мышления.
Нетрадиционные техники рисования, работа с нетрадиционными
материалами и техника «бумажной пластики» позволяют создавать яркие
композиции, открывают возможности для дальнейшего развития у детей
творческих способностей, фантазии и воображения, позволяют детям ощутить
незабываемые положительные эмоции, проявить чувство гордости и
удовлетворения результатами труда. Так же данное направление развития
творческих способностей ведет к дальнейшему активному познанию
окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои
впечатления в графической и пластической форме. Разнообразные действия
руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного
развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием
речи и мышления ребенка.
Таким образом можно сделать вывод, что нетрадиционные техники
рисования, работа с нетрадиционными материалами как никогда лучше
позволяют создать условия для дальнейшего развития художественнотворческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются
следующие нормативно правовые документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в действующей редакции;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам",
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
Направленность программы (краткое описание программы):
программа совместной деятельности по интересам «Творческая мастерская»
направлена на развитие художественно-творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста и обусловлена интересами воспитанников и
их родителей.
Цель программы: создание условий, способствующих развитию
художественно-творческих способностей дошкольников через использование
нетрадиционных техник рисования и работы с нетрадиционными
материалами.
Задачи:
Оздоровительные:
создать атмосферу психологического комфорта;
формировать уверенность в себе, в своих способностях;
соблюдать правила техники безопасности во время выполнения
творческих работ.
Образовательные:
продолжать знакомить детей с различными видами изобразительной
деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами
работы с ними;
учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная
пластика»;
формировать и закреплять приобретённые умения и навыки, показать
широту их возможного применения;
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного
творчества.
Развивающие:
развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию,
пространственное воображение;
развивать у детей способность работать руками, приучать к точным
движениям пальцев, тактильную чувствительность;
развивать зрительно-моторную координацию, глазомер;
развивать мелкую моторику рук;
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства, удивление, радость от узнавания нового;
развивать внимание, память.
Воспитательные:
воспитывать
аккуратность,
целеустремленность,
творческую
самореализацию;
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом.
Принципы реализации программы:
построение совместной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего творчества - создавать условия
для проявления собственной фантазии;
доступности;
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
от простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных
творческих работ);
учёт возрастных и психологических особенностей детей;
групповая и индивидуальная работа с детьми;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
Созданная программа учитывает условия:
- Одним из важнейших факторов творческого развития детей является
создание условий, способствующих формированию их творческих
способностей.
- Вторым важным условием развития творческих способностей детей является
создание обстановки, опережающей их развитие.
- Третье условие эффективного развития творческих способностей вытекает
из самого характера творческого процесса, который требует максимального
напряжения сил.
- Четвертое условие успешного развития творческих способностей
заключается в предоставлении детям большой свободы в выборе
деятельности, в чередовании дел, в выборе способов и т. д.
- Пятое условие - для творчества необходима комфортная психологическая
обстановка, тёплая дружелюбная атмосфера, создание для каждого ситуации
успеха.
Отличительные особенности программы. Программа направлена на
развитие художественно-творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения программы. В результате освоения
программы совместной деятельности по интересам дети значительно повысят
уровень следующих качеств:
своих художественно-творческих способностей;
инициативности;
самостоятельности;
любознательности;
наблюдательности;
воображения, фантазии, образного мышления;
склонность к экспериментированию;
способность к принятию решений;
художественного вкуса;
приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят
правила безопасности во время работы.
Организация проведения занятия: для успешного усвоения материала
занятия проходят в игровой форме. Материал подобран с учетом возрастных
особенностей и потребностей дошкольников.
Структура занятия:
1 часть. Вводная
Цель вводной части – настроить детей на совместную деятельность,
установить эмоциональный контакт с детьми, создать теплую, дружелюбную
атмосферу.
2 часть. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всей деятельности.
В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ,
рассказ
воспитателя,
рассматривание
иллюстраций,
репродукций,
направленные на активизацию познавательной активности, развитие
художественно-творческих способностей дошкольников.
3 часть. Завершающая
Цель этой части занятия закрепление полученных знаний. А также
закрепление положительных эмоций от проделанной творческой работы. В
конце занятия проводится анализ деятельности. На каждом занятии
проводится физ. минутка по теме занятия.
Методы и приемы:
словесный
(беседа,
объяснение,
познавательный
рассказ,
художественное слово);
наглядный (картины, схемы, образцы, рисунки);
обследование предметов, игрушек, готовых образцов, несущих
информацию о предметах и явлениях;
игровой (дидактические, развивающие, подвижные);
метод проблемы (самостоятельный поиск решения на поставленное
задание);
показ способов действия;
практический (создание творческой работы);
анализ работ.
ΙI. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план
№
Название
раздела/темы
Количество часов
теория
практика
всего
Формы
контроля
Содержание обучения
№
зан
яти
я
1
2
3
4
Тема
Теория
Октябрь
Ознакомительное. Знакомство с
Цветовой круг.
цветовым
Палитра красок
кругом.
Теплые и
холодные тона.
Получение
новых оттенков.
«Украсим
Учить
попугайчика»
самостоятельно
техникавыбирать цвет примакивание,
развивать
(перышки),
цветовосприятие,
ритмичность
дополнять
рисунок яркими
деталями.
«Астры в вазе»
Познакомить
техника детей с техникой
рисование
рисования
тычком
тычком
щетинистой
полусухой
кистью.
жесткой кистью
«Оживи круг»
Учить видеть
техника конструктивно и
дорисовка.
находить в целом
предмете часть
округлой формы.
Практика
Контроль
Смешивание
цветов,
получение
новых оттенков.
Карточки
схемы
«Получен
ие новых
цветов»
Использование
Творческая
приема
работа
примакивания с
разным
поворотом кисти
Использование
техники
рисования
тычком
полусухой
жесткой кистью
Уверенно
держать
восковой мелок,
регулировать
нажим,
закрашивать, не
выходя за
Творческая
работа
Творческая
работа
контур, в одном
направлении.
1
«Ежики» (оттиск
смятой бумагой)
2
«Подсолнухи»
(примакивание,
тычок жесткой
полусухой
кистью)
«Первые
снежинки»
(рисование
свечой,
тонирование
акварелью)
3
4
«Оживший
треугольник»
(дорисовка
карандашом)
1
«Яблоки к
празднику»
(рисование
акварелью по
мокрому слою
бумаги)
Ноябрь
Познакомить
детей с техникой
«оттиск смятой
бумагой».
Развивать
цветовое
восприятие,
чувство ритма.
Познакомить
детей со
строением
снежинки и
изобразительной
техникой
рисование
свечой.
Развивать
образное
воображение
детей, умение
устанавливать
сходство между
геометрическими
формами и
предметами
окружающей
действительност
и
Декабрь
Знакомство с
техникой
рисования
акварелью по
мокрому слою
бумаги.
Использование
техники «оттиск
смятой
бумагой».
Использование
техники тычок
жесткой
полусухой
кистью.
Использование
изобразительной
техники
рисование
свечой.
Творческая
работа
Создание образа
с
использованием
геометрической
фигуры
треугольник
Творческая
работа
Смешивание
красок
(акварель)сразу
на листе и
использование
техники
рисования
акварелью по
мокрому слою
бумаги.
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
2
Аппликация
«Цветы» (сухие
листья и семена
клена)
3
«Веточка с
игрушками»
(мазки
щетинистой
полусухой
кистью,
аппликация»
4
«Два петушка
сорятся»
(рисование
ладошкой,
дорисовка)
1
«Елочка»
коллективная
работа (оттиск
ладошками,
пробкой,
пальчиками,
аппликация мятой
бумагой)
«Снеговичок»
(скатывание
салфеток в
комочки,
аппликация,
дорисовка)
2
Знакомство с
техникой работы
с природным
сухим
материалом.
Расширять
знания детей о
природном
материале
растительного
происхождения.
Познакомить
детей с новой
техникой
рисования-мазки
полусухой
кистью, создавая
пушистую
веточку ели.
Использование
техники работы
с природным
сухим
материалом
Дополнять,
украшать
веточку
елочными
игрушками,
выполненными
аппликацией из
готовых
геометрических
форм.
Развивать умение Совершенствова
делать отпечатки ть умение делать
ладоней,
отпечатки
воображение,
ладоней и
творчество,
дорисовывать их
навыки
до
композиции.
определенного
образа
(петушки)
Январь
Развивать умения Совершенствова
детей с помощью ть умения делать
цвета создавать
отпечатки
выразительный
ладошками,
образ елочки, ее пробкой,
характер.
пальчиками.
Развивать умение
сочетать в работе
скатывание и
рисование
гуашью.
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Скатывание
Творческая
комочков
работа
бумаги(салфетки
) и рисование
гуашью
3
«Елочка»
(Монотипия,
тампонирование,
оттиск пробкой)
4
«Подводный
мир» (Оригами
«рыбка»
1
2
3
4
Познакомить
детей с новой
изобразительной
техникой монотипия, дать
представление о
симметрии.
Продолжать
расширять
знания детей о
подводном мире,
используя
оригами.
Использование
Творческая
тампонирования, работа
печатание
пробкой.
Использование
элементов
декоративной
росписи при
украшении
рыбок
восковыми
мелками.
Февраль
«ПетушокРазвивать
Использование
золотой
цветовосприятие. способа
гребешок»
обрывания,
(Коллаж, рисунок
подборка цвета
гуашью,
для передачи
аппликация
выразительного
бумагой
образа.
(обрывание)
«Зимний лес»
Учить детей
Использование
(использование
передавать в
техники
природного
рисунке дальний рисования
материала- манки и ближний план. дерева и техники
(снег
Познакомить с
выполнения
техникой
снега с
выполнение
помощью манки
снега с помощью
манки.
«Кто живет в
Развивать
Использование
лесу» (Работа с
композиционные нарезанных
силуэтами,
навыки,
мелко
нарезанными
творческое
шерстяных
цветными
воображение.
ниточек, для
нитками)
создания
выразительного
образа.
«Заяц-Хваста»
Развивать умение Использование
(оригами)
работать в
техники
технике оригами оригами.
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
1
2
3
4
Март
«Букет для мамы» Развивать
(Скатывание
эстетический
салфетки в
вкус,
шарики
композиционные
(аппликация)
навыки при
оформлении
букета,
цветовосприятие.
«Знакомство с
Познакомить
художникомдетей с
иллюстратором
творчеством
Васнецовым
художникаЮ.А.
иллюстратора
Ю.А. Васнецова.
«Весеннее
Развивать умение
солнышко»
детей видеть
творческую
манеру
Васнецова
(декоративность,
сказочность),
стараться
перенести на
собственное
изображение.
«Распустились
вдруг цветы
небывалой
красоты»
Упражнять
детей в умении
скатывать
салфетки в
шарики,
развивать
мелкую
моторику рук.
Вызвать у детей
интерес к его
творчеству,
желание
научиться также
рисовать.
Использование
приема концом
кисти, рисовать
круг одним
движением,
свободно
поворачивая
кисть за рукой.
С помощью
декора цвета
создавать образ
веселого
сказочного
солнца
Развивать умения Рисование
детей видеть
красивых
творческую
цветов, при
манеру
использовании
выполнения
различных
работ, специфику формообразующ
средств \,
их движений.
выразительности,
с помощью
которых
художник
создает
необычный,
сказочный образ
растений, цветов,
деревьев.
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Апрель
1
«Длинношее
животное под
смешным
названием
жираф»
Развитие
композиционног
о навыка, работа
в перспективе
(далеко, близко),
творческого
мышления.
2
«Животное,
которое я сам
придумал»
(Кляксография,
обведение
ступни, кисти
руки)
3
«Волшебные
кусочки ткани»
(Дорисовка,
использование
знакомых
нетрадиционных
техник
изображения.
4
«Зачем человеку
зонт» Себя он
раскрывает, тебя
он закрывает,
только дождичек
пройдет-сделает
наоборот.
(Гофрированное
Развивать
фантазию,
воображение,
творческое
мышление при
создании
необыкновенного
животного, при
выборе
содержания.
Развивать
творческое
воображение,
фантазию при
создании
выразительного
образа помощью
дорисовки к
кусочку ткани
определенной
формы (круглой,
овальной,
треугольной,
квадратной,
прямоугольной).
Познакомить
детей с новой
техникой
складывания
бумагигофрированное
складывание.
Выбор способа
изображения
жирафа;
закрепить
умение получать
на палитре
оранжевый,
коричневый
цвета при
смешивании.
Использование
различных
нетрадиционных
техник,
способов.
Творческая
работа
Творческая
работа
Деление
Творческая
предмета на
работа
части, дорисовка
к кусочку ткани
определенной
формы.
Использование
техники
складывания
бумагигофрированное
складывание.
Творческая
работа
складывание
бумаги)
Формы работы с родителями (законными представителями)
воспитанников
Консультации для родителей:
- «Роль художественного и ручного труда в развитии творческих способностей
детей»;
- «Как воспитать творческую личность».
Индивидуальное консультирование родителей.
Выставка детских работ.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Для занятий в кружке необходимо иметь:
цветную бумагу;
альбомы для рисования;
гуашь;
акварель;
кисточки для рисования белка № 3, № 5, № 6;
кисточки для рисования щетина № 3, № 5;
баночки для воды;
гофрированный картон;
картон белый и цветной;
бумажные салфетки;
ватные диски;
ватные палочки;
шерстяные нити;
ткань;
поролон;
одноразовые тарелки;
офисную белую и цветную бумагу;
клей ПВА;
клеевой карандаш;
ножницы;
простой карандаш;
кисточки для клея;
клеенка.
Календарный учебный график
Младшая
Количество
групп/
подгрупп
Начало обучения
Окончание
Обучения
Количество
недель
Количество
занятий в
неделю
Длительность
занятия
Объем
недельной
дополнительной
образовательной
Средняя
Возрасные
группы
Старшая
Подготовительна
я
1
01.10.2025
30.04.2026
28
1
20 мин.
20мин
Диагностический инструментарий
+ таблицы диагностики
№
Показатели творчества
Личностное развитие
1. Веретенникова Л.П. «Умелые ручки», Звездный – Пермь, 2008г.
4. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей
заинтересованных родителей / А. В. Никитина. —
Санкт-Петербург: КАРО, 2016.
Навыки самоорганизации
(внимание, планирование, выбор
материалов, самоанализ
Желание и умение работать с
разрезными материалами
Речевая активность, эмоционально
образная речь
Качество мелкой моторики рук
Умение действовать по словесному
объяснению
Самостоятельное использование
вариативного ряда
Передача соотношения по величине
Чувство цвета
Перенос способов изображения на
новое содержание
Внесение личного опыта в
содержание работы
Самостоятельность в выборе
средств выразительности
Ручная умелость как
изобразительная способность
Наличие изобразительного
образа
Эмоциональность
Увлеченность
Ф.И.
ребенка
Программно-методическое обеспечение
(список используемой литературы)
и