Ι.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
«Дети мира невинны, уязвимы, зависимы.
Они любознательны, энергичны и полны надежды.
Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста».
(Всемирная декларация об обеспечении выживания
защиты и развития детей).
Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с
детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему
защиты детей. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе,
вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания,
педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права
ребенка?
Данная Программа направлена на развитие личности детей дошкольного
возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития
способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; обеспечение
равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том
числе ограниченных возможностей здоровья); формирование общей
культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни.
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются
следующие нормативно правовые документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в действующей редакции;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам",
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
Направленность программы:
программа направлена на правовое воспитание и культуру безопасного
поведения детей.
2
Цель программы – формирование первичных знаний детей о правах.
Задачи:
- обогатить первичных представления детей о себе, других людях, объектах
окружающего мира.
- познакомить детей с отдельными статьями Конвенции о правах ребенка, на
основе литературных произведений и мультипликационных фильмов;
- воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и
потребностям, общечеловеческим ценностям;
- формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых;
- развивать коммуникативные навыки, умение договариваться, работать в
команде;
- создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между
детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные
(в том числе ограниченные) возможности здоровья;
-сохранять физическое и психическое здоровье детей в том числе
эмоциональное благополучие.
Работа по данной программе строится на следующих принципах:
Принцип системно – организованного подхода предполагает
систематическую, скоординированную, целенаправленную работу по
правовому воспитанию;
принцип последовательности в воспитании: от моральных чувств через
упражнения и навыки к формированию нравственных убеждений;
Принцип учета возрастных особенностей: все виды деятельности по
данной программе важно проводить с учетом возраста и окружающих
условий;
принцип доступности, предполагающий, что, во-первых, сообщаемая
система знаний основана на имеющихся у ребенка знаниях, на его
жизненном опыте, во-вторых, изучаемая система знаний достаточна, чтобы
способствовать переходу на более глубокий уровень развития;
принцип процесса в трансформации мировоззрения и ценностных
установок, ориентированных на правовые нормы поведения;
принцип единого подхода детского сада и семьи к воспитанию и
обучению детей, созданию атмосферы взаимоуважения;
принцип демократизации и гуманизации всех процессов воспитания и
обучения детей в детском саду и семье;
принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий
использование
особых
форм
и
методов
работы, осуществление
индивидуального дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом
3
образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в
воспитании и обучении детей;
принцип психологической
комфортности,
создание
атмосферы
доброжелательности;
принцип личностно-ориентированного подхода к семьям с низкой
общей и педагогической культурой, признаками которого является
построение взаимоотношений между участниками образовательного
процесса на основе сотрудничества.
Все эти принципы взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.
Отличительные особенности программы: основная идея правового
воспитания дошкольников заключается в признании ребёнка полноценной и
полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и
адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей
чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим,
способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения
и предпочтения окружающих.
Планируемые результаты освоения программы:
- дети познакомятся с Декларацией прав человека через игровую
деятельность в ходе общения друг с другом, со взрослыми, больше обратят
внимание на взаимоотношения героев сказок и рассказов;
- у детей сформируются представления о семье и родственных связях;
- у детей сформируется способность сопротивляться жестокости, пошлости,
уметь отстаивать свои права;
- разовьются такие личностные качества, как активность, самостоятельность,
чувство собственного достоинства;
- сформируется уважительное отношение ребёнка к другим людям, культуре,
природе, религии своего и других народов.
Организация проведения занятия: для успешного усвоения материала
занятия проходят в игровой форме. Материал подобран с учетом возрастных
особенностей и потребностей дошкольников.
Структура занятия:
Занятия (теоретические и практические) проводятся один раз в неделю не
более 30 минут, 4 раза в месяц с октября по май. Формы занятий - групповая
и индивидуальная: игры, беседы, изобразительное искусство, драматизация
сказок, развлечения, викторины, чтение сказок, использование ИКТ.
Работа совместной деятельности по интересам «Счастливое детство»
осуществляется в трех направлениях:
- подача информационного материала;
- практическое участие детей в специально организованных ситуациях;
- наблюдение за самостоятельным переносом полученных знаний, умений в
практику.
4
Методы и приемы:
Отбор передаваемых детям знаний на занятиях кружка об их правах
выстраивается с учетом возрастных особенностей дошкольников, в
частности, их особой восприимчивости, желания и умения играть, на основе
знакомого материала, входящего в социальный опыт дошкольника, на
усвоенных и принятых ребятами нравственных норм поведения и
взаимоотношений. «После того, как ребенок приобрел какой-то опыт», говорил К.А. Гельвеции, надо научить его рассуждать, заставить
рассуждать о том, что его интересует лично». Поэтому в содержание занятий
включены доверительные беседы, касающиеся личности ребенка, его
отношения к другим людям, отношения окружающих к нему.
В содержание совместной деятельности также
включены игры на
установление доброжелательных взаимоотношений друг с другом,
выражение своих эмоций, взглядов, дидактические игры на уточнение и
обобщение знаний, использовалось большое количество наглядного и
художественного материала, решение проблемных ситуаций, практические
задания в самодельных книжках «Мои права», выполняемых каждым
ребенком индивидуально и др. Наиболее эффективными педагогическими
приемами являются: постановка ребенка в позицию другого (возможность
«посмотреть на мир» глазами этого человека); «погружение» ребенка в
конкретную познавательную проблему, из которой он самостоятельно
должен найти выход; при этом взрослый находится в тени, а диалог идет
через использование какого-либо игрового (сказочного) персонажа.
Дошкольники осваивают нравственные нормы не только в непосредственно
– образовательной деятельности, но и, в рамках совместной деятельности
взрослых и детей, через использование других форм и методов работы,
например:
рисование по темам;
аппликация, составление;
игровая деятельность;
проблемно-поисковая деятельность;
беседы (индивидуальные и групповые);
просмотр видеороликов и презентаций;
разгадывание загадок, ребусов и кроссвордов, где дети включаются в
решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет,
составить, смоделировать, видоизменить, сочинить).
чтение художественных произведений, этических сказок с описанием
типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев
с опорой на чувства и ощущения детей;
рассказывание детям проблемных ситуаций из жизни педагога, когда
он был ребенком, слушание рассказов детей из личного опыта, обсуждение
их;
5
рассматривание иллюстраций, отражающих знакомые для ребенка
жизненные ситуации и переживания и др.;
наблюдения (например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся
близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся
к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием
способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а
значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Возрастные особенности усвоения программного материала (может быть
приложением):
Дети имеют представление о Декларации прав человека. Сформированы о
семье и родственных связях.
Умеют отстаивать свои права, способны сопротивляться жестокости.
Владеют следующими личностными качествами, как активность,
самостоятельность, чувство собственного достоинства.
У детей сформировано уважительное отношение к другим людям, культуре,
природе, религии своего народа.
ΙI. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план
№
1
2
3
4
5
6
Тема
Знакомство.
Что такое
право?
Права
детенышей.
Знакомство с
Конвенцией
Право на
жизнь.
Продолжение
знакомства с
Конвенцией
Какие разные
имена
Какие разные
имена
Моя семья.
Право знать
Количество часов
теоретические практические
всего
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
Формы
контроля
Игра –
викторина
Игра викторина
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
своих
родителей и
право на их
заботу
Моя семья
Как важно
грамотным
быть
Как важно
грамотным
быть
Если что у
вас болит,
вам поможет
Айболит
Если что у
вас болит,
вам поможет
Айболит
Игралочка –
чудесная
страна
Игралочка –
чудесная
страна
«Крошечкахаврошечка»
«Крошечкахаврошечка»
Человек
должен
иметь
собственное
мнение по
любому
вопросу
Человек
должен
иметь
собственное
мнение по
любому
вопросу
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
Интерактивная
игра –
викторина
Игра викторина
7
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Мой дом –
моя крепость
Мой дом –
моя крепость
Вместе мы
справимся с
любыми
трудностями.
Вместе мы
справимся с
любыми
трудностями.
Если вдруг
тебя обидят!
Если вдруг
тебя обидят!
Я самыйсамый
Чтоб расти и
развиваться –
надо
правильно
питаться
Волшебный
сундучок
прав детей
Итоговая
игра –
викторина
«Права
детенышей»
Отыщем клад
28
дерева Права
Итого за
учебный год:
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
15 мин.
25 мин.
10 мин.
10 мин.
6 часов
Игра –
викторина
Игравикторина
«ЗОЖ»
25 мин.
Итоговая игра
«Права
детенышей»
15 мин.
25 мин.
Игра «Отыщем
клад дерева
Прав»
9 часов
15 часов
(28
занятий)
15 мин.
8
Содержание обучения
№
Заня
тия
Тема
Теория
Знакомство.
Что такое права
и обязанности
человека?
Познакомить с
понятием «право»,
основными
документами, в
которых
закреплены
права ребенка.
«Права
детенышей».
Знакомство с
Конвенцией.
Познакомить детей
с Конвенцией о
правах ребенка в
доступной форме.
Расширить словарь
за счет новых слов
(страна, россияне,
документ,
Конвенция).
«Право на
жизнь»
Продолжение
знакомства с
Конвенцией.
Довести до
сознания детей, что
каждый человек
имеет право на
жизнь и здоровое
развитие,
государство
заботится об
охране жизни
Дать
детям Отгадывание
представление
о литературной
важности права на загадки
1
2
3
4
«Каждая семья
должна
выбрать
Практика
Контроль
Упражнение
«Знакомство»
, игра
«Лишний
стул», игра
«Рисунок на
спине»,
просмотр и
обсуждение
слайдовой
презентации
«Мои права»
Игра «Права
наоборот»,
педагогическ
ая
проблемная
ситуация
Игра –
«Есть ли у
викторина
детей
обязанности»
, чтение и
анализ
рассказа
«Мои права»
Релаксация
«Маленький
зверек»,
дидактическа
я игра «Кто
из героев
нарушает
право?»,
9
крохам имена»
(Статья 7
Ребенок имеет
право на имя
при рождении и
гражданство.)
имя, довести до
сознания
детей
идею, значимости,
неповторимости,
уникальности
каждого человека
Продолжение
знакомства со
статье 7 Ребенок
имеет право на
имя при
рождении и
гражданство.
Закрепить знания
детей о том, что у
каждого человека
есть имя и что оно
означает;
«Моя семья»
(Статья 9
Ребенок имеет
право жить
вместе с
родителями)
Закрепить
представление
о
родственных
связях. Учить детей
сопереживать,
совершать
по
собственной воле
добрые поступки.
Формировать
уважительное,
заботливое
отношение
к
близким, родным
людям.
Закрепить
представление
детей
о
благополучной
дружной
семье.
Дать представление
5
6
7
Продолжение
знакомства со
Статьей 9
Ребенок имеет
право жить
вместе с
«Марусеньке
копеечку»,
игра «Назови
друга
ласково»,
«Отгадай по
голосу».
Беседа «Что
означает твое
имя»,
просмотр
отрывка из
мультфильма
«Приключени
я Незнайки и
его друзей
«Как
Незнайка
сочинял
стихи» с
последующи
м
обсуждением.
Разыгрывани
е
ситуации
«Бабушка
устала,
братик
ушибся
и
т.д.», игра –
пантомима
«Помогаю
взрослым»
Игра –
викторина
Играассоциация
«Мама, папа
и я», беседа
«Без семьи
нет счастья»,
10
родителями
о
защите
прав
ребенка
членами
семьи
и
государства.
«Как важно
грамотным
быть» (Статья
28 Ребенок
имеет право на
образование)
Формировать
у
детей
представления
о
значимости
образования
в
жизни
каждого
человека.
Расширять
представления
детей
о
возможности
получения
информации
из
разных источников.
8
9
10
Продолжение
знакомства со
Статьей 28
Ребенок имеет
право на
образование
Расширять у детей
любознательность,
пытливость ума.
Активизировать
словарь: школа,
университет,
образование,
грамотный, азбука.
«Если что у вас
болит, вам
поможет
Айболит»
(Статья 21
Право ребенка
на пользование
услугами
системы
здравоохранения
Формировать
у
детей
представления об
условиях,
обеспечивающих
сохранение
и
укрепления
здоровья;
Формировать
у
детей
личное
пальчиковая
гимнастика
«Моя семья»,
фантазия на
тему «Дети
остались
одни дома на
несколько
дней».
Игра «Собери
портфель
в
школу»,
работа
в
тетради
«Право
на
образование»
.
Игра
викторина
–
Игра
«Отгадай
загадки
Буратино»,
разучивание
стихотворени
я «Как
хорошо уметь
читать»
Упражнение
на
координацию
речи
с
движениями,
игра
«Неоконченн
ые
предложения
»,
решение
11
, средствами
лечения
болезней и
восстановления
здоровья)
11
12
13
положительное
отношение каждого
ребенка
к
здоровью.
проблемных
ситуаций
«Резаная
рана,
пищевое
отравление,
солнечный
удар, носовое
кровотечение
, ссадина».
Игра
Продолжение
Воспитывать
Просмотр
знакомства со
потребность детей мультфильма викторина
статьей 21 Право в ежедневном
«Доктор
ребенка на
выполнении правил Айболит»,
пользование
личной гигиены
обсуждение,
услугами
работа
в
системы
тетради.
здравоохранения
, средствами
лечения
болезней и
восстановления
здоровья
Дать детям
Просмотр
«Игралочка –
представление о
мультфильма
чудесная
страна» (Статья том, что отдых
«Золушка» с
31 Ребенок
необходим для
последующи
имеет право на
сохранения и
м
отдых, досуг,
укрепления
обсуждением,
участие в
здоровья. Ввести в рассматриван
культурной и
активный словарь
ие
творческой
детей понятия
иллюстраций
жизни)
«активный отдых», «Где
«пассивный
нарушаются
отдых»,
права
предпочтение».
героев?».
Продолжение
Закрепить знания Чтение
изучения темы.
детей о том, что сказки
родители и другие «Мороз
взрослые должны Иванович», с
заботиться
о последующи
сохранении
м
здоровья
путем обсуждением,
-
12
обеспечения
условий
отдыха.
14
Статья 32 Дети
не должны
использоваться
в качестве
дешевой
рабочей силы
Формировать
представления
детей о том, что
непосильный труд
может нанести вред
здоровью.
Продолжение
изучения темы
Закрепление
представления
детей о том, что
непосильный труд
может нанести вред
здоровью.
15
16
17
для
Человек
должен иметь
собственное
мнение по
любому
вопросу (Статья
12 Ребенок
имеет право
свободно
выражать свои
взгляды)
Развивать у детей
чувство
собственного
достоинства,
любви к ближнему
и себе самому, не
ущемлять чужое
мнение и уметь
отстаивать свое
собственное
мнение.
Продолжение
изучения темы
Развивать умение
выражать
своё
мнение,
прислушиваться к
мнению
товарищей,
игра
–
викторина
«Права
и
обязанности
сказочных
героев».
Просмотр
мультфильма
«КрошечкаХаврошечка»
, обсуждение.
Разучивание
пословиц и
поговорок о
труде.
Чтение
сказки
«12
месяцев»,
рассматриван
ие
иллюстраций
с
последующи
м
обсуждением.
Просмотр
мультфильма
Г.Х.
Андерсена
«Новый
наряд
короля»,
обсуждение.
Дидактическа
я игра
«Хорошо плохо»
Игра
–
рассуждение
«Что
было
бы, если…»,
Игра
«Теремок»
Игра –
викторина
13
уважать
мнение
другого человека.
18
3. Воспитывать в
детях
толерантность.
Статья 16 «Мой Познакомить детей
с правом на жилье
дом – моя
крепость» (Дети и его
имеют право на неприкосновенност
защиту от
ь. Воспитывать
вмешательства в уважение к людям,
их личную и
проживающим
семейную
рядом.
жизнь)
Продолжение
изучения темы
19
20
21
Вместе мы
справимся с
любыми
трудностями
(Статья 23 Дети
– инвалиды
имеют право на
особую заботу и
обучение)
Право на тайну
переписки
Просмотр
мультфильма
«Заюшкина
избушка»,
обсуждение,
игра «Кто
имеет право
жить в этом
доме?», игра
с мячом
«Назови свой
адрес».
Расширение знаний Просмотр
по теме,
мультфильма
активизировать
«Волк и
словарь:
семеро
неприкосновенност козлят»,
ь, жилье, порядок,
обсуждение.
беспорядок.
Рисование
«Дома своей
мечты».
Работа в
тетради.
Учить детей
Сюжетносопереживать,
ролевая игра
замечать боль
«Больница».
других. Развивать у Просмотр
детей желание
мультфильма
совершать по
«Цветиксобственной воле
семицветик»,
добрые поступки
обсуждение.
по отношению к
детям-инвалидам.
Объяснить,
что Игра «Живая
дети имеют право почта»,
на
защиту
от работа с
вмешательства в их карточками,
Игра –
викторина
14
личную жизнь.
22
Если вдруг тебя
обидят! (Статья
35 Обязанность
государства
состоит в том,
чтобы прилагать
все усилия для
предотвращения
похищения
детей, торговли
детьми)
Дать
детям
элементарные
знания о поведении
на улице:
Научить правильно
вести себя при
общении
с
незнакомыми
людьми на улице.
Развивать
осторожность,
осмотрительность
при общении с
незнакомыми
и
малознакомыми
людьми.
Продолжение
изучения темы
Расширять
кругозора знаний
по теме;
развитие
и
обогащение
словаря по теме.
«Я самый самый!» (право
на сохранение
своей
индивидуально
сти)
Формирование у
детей права на
индивидуальность,
на своё мнение,
одинаковое у всех
право на
человеческое
23
24
дидактическа
я игра
«поможем
сказочным
героям».
Педагогическ
ая
проблемная
ситуация
«Предотвращ
ение опасных
ситуаций
с
детьми».
Чтение
сказки
С.
Маршака
«Сказка
о
глупом
мышонке».
Рисование
«Добрый
и
злой
человек».
Обсуждение
проблемы
«Что ты
будешь
делать, если
тебя обидят»,
игра –
викторина
«Правила
безопасного
поведения на
улице и
дома»
Игра «узнай
по
описанию»,
упражнение
«Я похож на
тебя, но
отличаюсь»,
Игра –
викторина
15
достоинство.
25
26
27
28
играинтервью
«Расскажи о
себе».
Дидактическа
я игра
«Выбери
полезные и
вредные
продукты»,
«Чтоб расти и
развиваться,
нам надо
правильно
питаться»
(право на
полезное и
качественное
питание)
«Волшебный
сундучок прав
детей»
(составление
плакатов – «Мы
все разные, а
права у нас
одинаковые»)
Формировать
знаний о здоровом
образе жизни, о
здоровом питании;
расширять
кругозор, знания о
ЗОЖ.
Формирование
прав детей на
культурную
самобытность,
родной язык.
Способствовать
развитию
национальной
толерантности.
Чтение
притчи
«Вавилонская
башня»,
обсуждение.
Игра
викторина
«Народы
России».
Итоговая игравикторина
«Права
детенышей»
Формирование
познавательной
потребности детей.
Обобщение и
закрепление
полученных
знаний.
Игра –
викторина
«Права
детенышей»
«Отыщем клад
у Дерева
Права» (игразанятие по
усвоению
знаний в
течении года.
Обобщение
и
закрепление
полученных
знаний;
Подведение итогов
цикла занятий.
Игра
Игра.
«Отыщем
Подведение
клад у Дерева итогов.
Права»
Итоговая
игра викторина
16
Формы работы с родителями (законными представителями)
воспитанников
Правовое воспитание и просвещение в ДОУ – это неотъемлемая часть
социально-нравственного воспитания и включает в себя не только
ознакомление детей со своими правами, но и подразумевает тесное
взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам защиты прав ребенка в формате
индивидуальных и групповых консультаций, выступлений на родительских
собраниях, размещение памяток и консультаций на официальном сайте ДОУ,
буклеты.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое оснащение образовательного процесса:
Занятия проводятся в ИКТ комнате и музыкальном зале.
Материально-технические
средства
необходимые
для
реализации
программы: столы, стулья, магнитная доска, магниты, мольберт, ИКТ доска.
Календарный учебный график
Возрастные
группы
Подготовительная
Старшая
Количество
групп/
подгрупп
Начало
обучения
Окончание
Обучения
Количество
недель
Количество
занятий в
неделю
Длительность
занятия
Объем
недельной
дополнительно
й
образовательно
й
4
4
01.10.2025
01.10.2025
30.04.2026
30.04.2026
28
28
1
1
25 минут
30 минут
25 минут
30 минут
17
Диагностический инструментарий
Формы контроля: Мониторинг проводится два раза в год (октябрь и май).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень
освоения
ребенком
образовательной
программы
дополнительного
образования детей и влияние образовательного процесса, организуемого в
дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона
образовательных потребностей каждого воспитанника.
В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения
образовательных потребностей детей и о достижении положительной
динамики самих образовательных потребностей.
Цель мониторинга – изучить процесс достижения детьми планируемых
итоговых результатов освоения программы дошкольного образования на
основе выявления динамики компетенций, которые они должны приобрести
в результате ее освоения.
Инструментарий мониторинга. Мониторинг качества дошкольного
образования включает в себя проведение проверочных занятий, наблюдение
за детьми, анализ продуктов детской деятельности, оформление результатов
в таблице и выводы.
Обследование уровня сформированности правовой культуры у детей старших
и подготовительных групп проводится по следующим методикам:
1. Опрос детей на тему «Права ребенка»
Вопросы, составляющие основу опросника:
Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?
Как ты думаешь, что такое право?
Какие права есть у тебя и других детей?
Какие права ты считаешь самыми важными?
Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?
Кто защищает права детей?
2. Беседа «Как поступить?»
Вопросы беседы:
Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об
этом? Почему?
Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку?
Почему?
Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?
Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?
Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям?
Почему?
Правильные ответы ребенка на 8-9 вопросов опросника и беседы
свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; на 5-7 вопроса – о
18
среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 4 вопроса, то это говорит
о низком уровне правовой культуры данного дошкольника.
3. Решение проблемных ситуаций (см. С.А. Козлова «Мы имеем право»,
стр. 204).
Детям предлагается разобраться в 5 различных ситуациях, в которых
отражаются действия людей, нарушающих права детей или сказочных
героев. По тому, как дети решают такие ситуации, какой выход они
предлагают, можно судить об осознанности ими своих прав и обязанностей.
Если дети находят 4-5 правильных решений (самостоятельно или с
небольшой помощью взрослого) при разборе проблемных ситуаций, то
можно говорить о высоком уровне; при среднем уровне – находят 2-3
правильных решения, а при низком – 1 решение (либо совсем не могут
разобраться в ситуации).
Обследование уровня сформированности правовой культуры у детей
Ф.И.
Вопросы
1.Знаешь ли
ты, что у
каждого
ребенка есть
свои права?
2.Как
ты
думаешь, что
такое право?
3.Какие права
есть у тебя и
других детей?
4.Какие права
ты считаешь
самыми
важными?
5.Кто у нас
больше всего
нуждается в
праве
на
защиту?
6.Кто
защищает
права детей?
7.Нужно ли
делиться
19
игрушками с
другими
детьми?
Почему?
8.Нужно ли
принимать в
свою
игру
других детей,
если
они
просят
об
этом?
Почему?
9.Можно ли
драться, если
другой
ребенок
отобрал
у
тебя
игрушку?
Почему?
10.Можно ли
без
спроса
брать чужие
вещи?
Почему?
11.Можно ли
шуметь, когда
другие
отдыхают?
Почему?
12.Можно ли
вертеться на
занятиях,
мешать
заниматься
другим
детям?
Почему?
Решение
проблемных
ситуаций (см.
С.А. Козлова
«Мы имеем
право», стр.
204).
20
Программно-методическое обеспечение
Одним из условий успешного усвоения дошкольниками знаний о правах
ребенка явилось создание соответствующей материальной базы. Это:
художественная литература;
разнообразный демонстрационный материал: плакаты, сюжетные
картины, альбомы, фотоальбомы;
мультимедийный материал, презентации: «Декларация о правах
ребенка», «Права ребенка», «Правовое воспитание», «Азбука права».
атрибуты к играм, игровым упражнениям;
картотека дидактических игр по правам ребенка (для ознакомления с
правами и обобщения).
подборка практических заданий для закрепления знаний о правах на
занятиях.
Список используемой литературы
Голицина Н.С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с
Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003», 2005.
2. Конвенция о правах ребенка в картинках. – ООО «Издательство «Астрель»,
2012.
1.
3. Козлова С.А. Мы имеем право! (учебно –методическое пособие для пед.
коллективов дет. дошк. учреждений). – М.: Обруч,2010.
4. Копытова Н.Н. «Правовое образование в ДОУ». -М.: ТЦ Сфера,2007.
5. Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах.
Правовое воспитание детей. – М.: Амрита – Русь, 2008.
6. Мячина Л.К. и др. Маленьким детям – большие права: Учебно –
методическое пособие, - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2007.
7. Остер Г. Права детенышей. Перевод «Конвенции о правах ребенка» на
детский язык. – ООО «Издательство «Астрель», 2012.
8. Савченко В.И. «Позитивные сказки. Беседы с детьми о добре, дружбе и
трудолюбии». – М.: ТЦ Сфера, 2019. -80 с. – (сказки-подсказки).
9. Усачев А. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и
взрослых. – М.: Эксмо, 2008.
10. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. - М.: ТЦ Сфера,
2007.
11. Интернет источники.
21