1
I Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность программы
Уровень развития ребенка младшего дошкольного возраста определяет
путь его дальнейшего развития. Недостаток стимулирующего воздействия
взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым
последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся
его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по
стимуляции речевого развития ребенка, тем выше обучающий эффект.
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются
следующие нормативно правовые документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» в действующей редакции;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам",
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28,
зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Речевичок» относится к
программам социально-педагогической направленности и ориентирована на
совершенствование всех компонентов речи, обучающихся младшего
дошкольного возраста как одного из ведущих факторов развития
дошкольников.
Цель программы:
Формирование коммуникативно-речевых навыков детей младшего дошкольного
возраста, предупреждение у них трудностей в речевом развитии.
Задачи программы:
1. Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и
сверстниками.
2. Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные
способности и возможности детей.
3 Развивать мелкую моторику пальцев рук, учить регулировать с помощью
пальчиковых игр темп и ритм речи.
2
4. Развивать и укреплять мышцы артикуляционного аппарата посредством
выполнения статических и динамических упражнений.
5.Cохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе
их эмоциональное благополучие;
6.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Принципы реализации программы:
1. Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение
программы; организация и последовательная подача материала «от легкого к
трудному», «от простого к сложному» обучения; 2. Принцип наглядности:
иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий
способствует формированию более полных и четких образов и представлений в
сознании дошкольников;
3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого
материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и
частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую
половину дня.
Отличительные особенности программы
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода и отличается от
работы со старшими дошкольниками не только объемом и содержанием
материала, но и специфическими приёмами проведения занятий, такими как:
- активное участие ребенка в занятии
- использование игровых упражнений
- предъявление обучающего материала в форме различных игр
- многократное повторение пройденного
- контроль продолжительности игр
- смена видов деятельности
- сочетание четкости планирования занятия с гибкостью при его реализации,
- перенос знаний в различные ситуации,
- частая положительная оценка действий ребенка.
Ведущими видами детской деятельности в процессе реализации программы
являются игровая, художественная и двигательная. При этом педагог
руководствуется принципом индивидуализации – при выстраивании
образовательного процесса максимально учитывает характерологические
особенности обучающихся.
3
Данная программа содержит в себе два учебных плана, в которых
учитываются возрастные и психофизические особенности обучающихся
разных возрастов.
Предполагаемые результаты:
По завершению обучения дети:
будут уметь вслушиваться в обращенную речь педагога
смогут выделять названия предметов, действий, признаков, понимать
обобщающее значение слов
будут понимать и использовать формы множественного числа имен
существительных,
будут понимать и использовать некоторые форм словоизменения:
окончание имен существительных, согласование имен прилагательных и
существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени,
окончаний глаголов,
овладеют навыками составления простых предложений по вопросам, по
картинкам,
овладеют навыками составления краткого описательного рассказа по
картинке с использованием вопросов,
будут иметь представление о собственном теле, а также органах
артикуляции
будут иметь некоторые представления о временных понятиях (части
суток: день-ночь, времена года: осень, зима, весна, лето),
будут уметь выделять цвет, форму, величину предметов,
овладеют количественными представлениями, соответствующими
данному возрасту (один-много)
будут иметь представления о некоторых звуках речи, что способствует
формированию
фонематических
процессов,
а
также
правильному
звукопроизношению,
будут владеть ритмической структурой речи
будут уметь воспринимать на слух и воспроизводить простую слоговую
структуру слов,
у детей расширится словарный запас по пройденным лексическим темам.
Организация проведения занятия: для успешного усвоения материала
занятия проходят в игровой форме. Материал подобран с учетом возрастных
особенностей и потребностей дошкольников.
Структура занятия:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, фронтально, по 20 минут для детей 4-5 лет.
4
На занятиях используются словесные (беседа, аудиозаписи, чтение
художественной литературы), наглядные (рассматривание иллюстраций, муляжи
предметов, наблюдения), практические (упражнения), игровые (дидактические,
сюжетно-ролевые игры) методы и приемы (вопросы к детям, указания,
загадывание и отгадывание загадок, объяснения, пояснения, педагогическая
оценка, соревнования, создание игровой ситуации, показ образца).
Методы и приемы обучения
Методы и приемы обогащения и уточнения словаря: показ с называнием;
многократное повторение нового слова или фразы; объяснение назначения
предмета; использование педагогом нового слова в сочетании с разными
знакомыми детям словами; поручения, предполагающие ответ действием
(найди, принеси, дай, сделай).
Методы и приемы активизации словаря: вопросы и ответы, дидактические
упражнения; договаривание детьми нужных слов; сочетание показа и
объяснений логопеда с игрой детей; поручения, требующие от ребенка
развернутого ответа.
Методы и приемы развития слухового восприятия: музыкальнодидактические игры (тихо- громко, быстро-медленно); словесные игры;
музыкально-ритмические упражнения; словесные игры.
Методы и приемы формирования правильного звукопроизношения:
артикуляционные упражнения; мимические упражнения; упражнения на
звукоподражания; использование звуков-«песенок»; словесные игры;
упражнения для развития речевого дыхания.
Методы и приемы, развивающие понимание речи и навыки связной речи:
рассказывание стихов и потешек; имитационные упражнения,
сопровождаемые речью; сюжетные игры с игрушками; рассматривание
картин с последующей беседой; игры с сюжетными картинками;
упражнения на различение звуков речи.
Возрастные особенности усвоения программного материала:
Дети 4-5 лет умеют вслушиваться в обращенную речь педагога, могут выделять
названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение
слов. Умеют понимать и использовать формы множественного числа имен
существительных, использовать некоторые форм словоизменения: окончания
имен
существительных,
согласование
имен
прилагательных
с
существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени,
окончаний глаголов. Дети владеют навыками составления простых
предложений по вопросам, по картинкам, навыками составления краткого
описательного рассказа по картинке с использованием вопросов. Имеют
представление о собственном теле, а также органах артикуляции, представления
5
о временных понятиях (части суток: день-ночь, времена года: осень, зима,
весна, лето), умеют выделять цвет, форму, величину предметов, владеют
количественными представлениями, соответствующими данному возрасту
(один-много). Имеют представления о некоторых звуках речи, что способствует
формированию
фонематических
процессов,
а
также
правильному
звукопроизношению свистящих и шипящих звуков. Владеют ритмической
структурой речи, воспринимают на слух и воспроизводят простую слоговую
структуру слов. Дети владеют словарным запасом по пройденным лексическим
темам.
II Содержательный раздел
Учебно-тематический план
№
Лексическая тема
теория
практика
всего
контроль
Игра «Угадай»
1.
Семья
10
10
20
2
Игрушки
10
10
20
3
Игрушки
10
10
20
Игра «Кто? Что?»
4.
Части тела и лица
10
10
20
Игра «Покажи»
10
10
20
Игра «Назови одним
словом»
10
10
6
Туалетные
принадлежности
Одежда
7
8
9
10
11
12
13.
14.
15.
16
17
18
19
20
Одежда
Обувь
Обувь
Мебель
Мебель
Новый год. Ёлка
Зимние забавы
Продукты питания
Посуда
Посуда
Домашние птицы
Домашние птицы
Домашние животные
Мамин праздник
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
21
Домашние животные
10
10
22
Дикие птицы
10
10
5
6
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
Игра «Развесь одежду»
Игра «Найди хозяина»
Игра «4 лишний»
Игра «Снежки»
Игра «4 лишний»
Игра «Кто где живёт»
«Бусы для мамы»
Игра «Рассели
животных»
Дикие птицы
Дикие животные
Дикие животные
Транспорт
Транспорт
Транспорт
ВСЕГО
23
24
25
26
27
28
7
10
10
10
10
10
10
280мин
10
10
10
10
10
10
280мин
20
20
20
20
20
20
560мин
Игра «Узнай по голосу»
Игра «Кто где живёт»
Игра «Что это?»
Октябрь
Неделя
Месяц
Содержание изучаемого курса. Календарно-тематическое планирование «Речевичок»
Тема
недели
Семья
1.
8
Содержание
Развитие понимания речи,
речевого слуха, слухового
внимания.
Развитие активной
подражательной речевой
деятельности.
Воспитание общих речевых
навыков.
Формировать
умение
вслушиваться в речь, давать
ответные звуковые и двигательные
реакции.
Уточнять
и
расширять
пассивный
словарный
запас,
формировать умение показывать
членов своей семьи: упражнение
“Покажи, где мама” (по семейным
фотографиям
и
сюжетным
картинкам).
Закреплять
форму
повелительного
наклонения
глагола, учить выполнять задания
типа:
Преодолевать речевой
негативизм, вызывать желание
говорить.
Учить повторять за взрослым
слова, обозначающие близких
ребенку людей (мама, папа,
баба, тетя, дядя, ляля).
Формировать умение отвечать
на вопрос кто это?
Вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, правильную
артикуляцию гласных
звуков А, У, преодолевать
твердую атаку голоса –
Развитие общей и мелкой
моторики, подражательности,
конструктивного праксиса.
Развитие зрительного внимания
и восприятия.
Развитие памяти и мышления
Развивать подражание
движениям взрослого,
понимания речи –подвижная
игра «Вот такие мы!»
Развивать мелкую моторику,
подражательность пальчиковая гимнастика
“Моя семья”.
Ваня, иди! стой! сядь!
Миша, возьми (мяч)! отдай (мяч)!
Формировать внимание к
неречевым
звукам,
развивать
слуховое восприятие – игра “Где
гремит?”
Игрушк
и
2.
9
Формировать умение
вслушиваться в речь, давать
ответные звуковые и
двигательные реакции.
Обучать умению соотносить
предметы и изображения с их
словесным обозначением –
упражнение “Покажи”.
Обучать пониманию
вопроса где?
Обучать соотнесению признаков
упражнение “Послушай и
повтори”:
А-а-а! – мама качает малыша;
Уа! Уа! – плачет малыш;
О-о-ох! – стонет старая
бабушка
Развивать сильный плавный
выдох, активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Музыкальный
пузырек”.
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова из
открытых слогов,
упражнение “Узнай, кто это?”
Преодолевать речевой
негативизм, вызывать желание
говорить.
Учить подражать бытовым и
музыкальным шумам,
издаваемым разными
игрушками:
О-о-о - рычит мишка,
И-и-и – ржет лошадка,
Пи-пи-пи – пищит цыпленок,
Бум-бум – гремит барабан,
Развивать подражание
движениям взрослого,
понимания речи – подвижная
игра “Мишка с куклой”.
Развивать подражание
движениям рук и речи
взрослого, понимание речи пальчиковая игра
“Барабанщики”.
Развивать конструктивный
праксис, мелкую моторику –
3.
Игрушк
и
10
предметов (синий, красный,
большой, маленький) с их
словесным обозначением.
Формировать внимание к
неречевым звукам, слуховое
восприятие, различение двух
звучащих игрушек – игра
“Погремушки”.
Оп-оп-оп – прыгает мячик,
Бах – упали кубики и др.
Формировать умение
договаривать за логопедом
слоги.
Вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, уточнять
артикуляцию гласных А, У, О,
И, развивать модуляцию голоса
– игра “Что как звучит?”
Вырабатывать сильный ротовой
выдох, активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Воздушный
шарик”.
игра с разрезными
картинками.
Развивать зрительное внимание,
умение находить на сюжетной
картинке и показывать заданные
игрушки – упражнение
«Внимательные глазки»
Развивать зрительное внимание,
мышление – упражнение
“Подбери мячикам
половинки”.
Уточнять и расширять
пассивный предметный словарь
по теме – д/и “Прятки”.
Обучать пониманию вопросов
косвенных падежей кто? где? у
кого?
Учить детей выполнять
действия, связанные с игровой
ситуацией: покажи, возьми,
принеси–упражнение
“Поручение” (одноступенчатая
Воспитывать потребность в
речевом общении.
Формировать умение
договаривать за логопедом
звуки, слоги:
У-у-у – самолет,
Ы-ы-ы – пароход,
Ту-ту-ту – паровоз,
Би-би-би – машина,
Ду-ду-ду – дудочка,
Та-та-та – барабан и др.
Развивать подражание
движениям взрослого,
понимания речи – подвижная
игра “Мишка с куклой”
Развивать подражание
движениям рук и речи
взрослого, понимание речи пальчиковая игра
“Барабанщики”.
Развивать зрительнопространственную функцию,
4.
Части
тела
и
лица
11
инструкция).
Развивать слуховое внимание,
учить воспринимать и
дифференцировать на слух
различный темп, ритм и силу
звучания барабана –
упражнение “Маленький
барабанщик”.
Вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, уточнять артикуляцию
гласных А, У, О, И, развивать
модуляцию голоса – игра “Пой
со мной”.
Развивать длительный плавный
выдох, активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Вертушка”.
Обучать умению соотносить
предметы и изображения с их
словесным обозначением.
Учить показывать части тела в
соответствии с просьбой
взрослого – упражнение
«Покажи на себе и на кукле»,
«Зеркало»
Формировать пассивный
словарь по теме: голова, руки,
ноги, спина, живот, рот, нос,
глаза, понимание целостных
словосочетаний – упражнение
Формировать потребность в
Развивать общую моторику
речевом общении и умение
и координацию движений,
договаривать за логопедом
подражательность –
слоги и слова – упражнение
упражнение “Это Я”.
“Это Я”.
Развивать кисти рук,
Развивать интонационную
подражание движениям рук
выразительность речи,
взрослого, обучать умению
модуляцию голоса на материале
быстро переключаться с одного
звукоподражаний:
движения на другое, развивать
Топ – малыш идет,
понимание речи – упражнение
Ам – мальчик кушает,
«Ладошки»
Фу – девочка не хочет есть,
Учить запоминать и выбирать
Ох – болит зуб,
из ряда предложенных 2-4
Ух – дядя работает,
закреплять знания основных
цветов, обучать группировать
предметы по цвету –
упражнение «Будь
внимательным»
Развивать конструктивный
праксис, мелкую моторику –
сооружение из кубиков
“Построй, как я”.
Развивать зрительное
внимание и восприятие, учить
находить предмет по его
контурному изображению.
“Что делает?”
Учить выполнять простые
действия:
Возьми мыло. Вымой лицо.
Вымой руки. Возьми полотенце.
Вытри лицо. Вытри руки.
Возьми зубную щетку. Почисти
зубы. Возьми расческу.
Причеши волосы.
Формировать внимание к
неречевым звукам, развивать
чувство ритма – упражнение
“Хлопай, как я”, “Топай, как
я”.
1.
Ноябрь
Туалетн
ые
принадл
ежности
12
Эх – мальчик танцует,
Ха-ха-ха – дети смеются,
Ах – душистый цветок,
Развивать правильное речевое
дыхание – пропевать на одном
выдохе гласных звуков А, О, У,
И, а также сочетаний из двух
гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА
-голосовое упражнение
“Девочки поют”.
Развивать сильный плавный
ротовой выдох, активизировать
губные мышцы – дыхательное
упражнение “Ветерок”.
предмета.
Развивать понимание чужой
Развивать подражание
Развивать общую моторику,
речи, накапливать пассивный
движениям и речи взрослого –
координацию движений,
словарный запас по теме.
упражнение “Большие ноги
подражательность, понимание
идут по дороге”.
речи – подвижная игра “Лады Учить понимать целостные
лады”.
словосочетания – упражнение Учить проговаривать
“Что делает?”
звукоподражания, слова и фразы: Развивать тонкую моторику
Кап – капает вода,
пальцев рук, подражательность,
Учить соотносить предмет и его
Куп –куп – мама купает ребенка,
понимание речи – пальчиковая
признак со словесным
Ай-я-яй – девочка испачкалась,
игра “Спокойного сна!
обозначением.
ванна,
вода,
мой,
мою,
мыть,
Учить определять из ряда
Расширять пассивный словарь:
мою ноги (руки)
игрушек ту, которую убрали
наречие много,
или добавили.
числительное один, глагол буду Воспитывать правильное
физиологическое дыхание,
мыть.
Формировать глагольный
словарь- познакомить с 1-м
лицом ед и множ числа , с 3-м
лицом ед и множ числа наст
времени я мою– мы моем, он
моет – они моют.
Формировать внимание к
неречевым звукам, воспитывать
чувство ритма – игра “Погреми
так же”.
2.
Одежда
13
Формировать умение
вслушиваться в речь, понимать
ее содержание.
Уточнять и расширять
предметный словарь по теме,
обучать детей узнаванию
предметов по функциональному
назначению – упражнение
“Отгадай загадку – покажи
отгадку”.
Пополнять пассивный словарь
за счет прилагательных,
обозначающих цвет, за счет
существительных,
обозначающих детали
одежды: воротник, кармашки.
Обучать пониманию
вырабатывать направленную
воздушную струю –
дыхательное упражнение
“Мыльные пузыри”.
Развивать диалогическую речь.
Развивать подражания
движениям (использование
жестов “на”, “дай”) и речи
взрослого – повторение
слов НА и ДАЙ.
Учить проговаривать
звукоподражания,
вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, уточнять артикуляцию
звуков:
Ой-ой-ой! – уколол пальчик,
Пш-ш-ш! – гладим бельё,
Т-т-т! – шьём на машинке.
Обучать плавному свободному
выдоху, активизировать губные
Развивать общую моторику,
координацию речи с
движением, подражательность
–подвижная игра “Вот такие
мы!”.
Развивать движения кистей
рук, дифференцированные
движения пальцев, понимание
речи –пальчиковая
гимнастика “Вышли
пальчики гулять”.
Развивать зрительное
внимание, учить находить
одинаковые предметы –
упражнение “Найди два
одинаковых платья, которые
сшила мышка”.
3.
Одежда
14
вопросов где? кто? кому?
Обучать выполнению
двухступенчатых инструкций.
Обучать ориентировке в
названиях действий –
упражнение “Кто что
делает?”
Развивать речевой слух, умение
правильно воспринимать и
дифференцировать слова – д/и
“Найди картинку”.
мышцы – упражнение
“Осенние листья”.
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова из
открытых слогов,
упражнение “Конец слова за
тобой”
Обучать умению группировать
предметы по цвету, закреплять
знания основных цветов и
умение их различать –
упражнение “Подбери куклам
одежду”.
Закреплять предметный словарь
по теме, продолжать учить
соотнесению предметов с их
словесным обозначением – д/и
“У кого этот предмет?” (с
картинками и предметами
одежды).
Учить детей выполнять
действия: возьми шапку, надень
шапку, положи шапку.
Пополнять пассивный словарь
детей за счет
прилагательных: большой,
маленький; числительных: один,
много.
Закреплять умение выполнять
Закреплять умение
договаривать за логопедом
слоги и слова.
Развивать модуляцию голоса,
вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, уточнять
артикуляцию звука о –
упражнение “Как рычат
мишки”.
Развивать сильный ротовой
выдох, обучать умению дуть
через трубочку, активизировать
губные мышцы – дыхательное
упражнение “Бульки”.
Учить произносить слова
Развивать координацию речи с
движением – подвижная игра
“Вот такие мы!”.
Развивать мелкую моторику –
пальчиковая игра “Как у
нашего кота”.
Обучать сравнению различных
по величине предметов –
упражнение “Большоймаленький”
Развивать зрительное
внимание, учить подбирать
подходящие по цвету и
рисунку предметы –
упражнение “Помоги каждой
девочке подобрать бантик к
4.
Обувь
15
двухступенчатые инструкции –
д/и “Соберем на прогулку”.
Развитие слухового внимания –
упражнение “Хлопки”
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова из
открытых слогов,
упражнение “Конец слова за
тобой”
платью”.
Развитие мелкой моторики,
конструктивного праксиса,
зрительного внимания – игра с
разрезными картинками.
Формировать умение
вслушиваться в речь и
понимать ее содержание.
Расширять пассивный словарь
за счет существительных,
обозначающих детали
обуви: задник, помпон;
прилагательных одинаковые
глаголов: надеваю, обуваю, сни
маю.
Обучать быстрой ориентировке
в названиях действий –
упражнение “Покажи”.
Обучать детей переключению с
одного действия на другое по
словесной инструкции и
выполнению двухступенчатых
инструкций – упражнение
“Поручение”.
Развивать слуховое внимание,
обучать умению различать на
Стимулировать речевое
подражание, закреплять умение
договаривать отдельные звуки и
слоги – упражнение “Большие
ноги идут по дороге”.
Развивать сильный ротовой
выдох, обучать умению дуть
через трубочку, активизировать
губные мышцы – дыхательное
упражнение “Бульки”.
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова из
открытых слогов,
упражнение “Выполни
команду”
Развивать умение подражать
движениям взрослого,
понимание речи – подвижная
игра “Большие ноги идут по
дороге”.
Развивать ритмичные
движения кистей рук,
подражание движениям рук
взрослого, понимание речи –
пальчиковая гимнастика
“Мы топали”.
Развивать зрительное
внимание, конструктивный
праксис, мелкую моторику –
игра с разрезными
картинками.
Учить запоминать и
раскладывать предметы в
произвольной
последовательности в рамках
одной тематики.
слух звучание различных
инструментов и реагировать на
каждое звучание по-разному –
упражнение “Шагаем и
танцуем!”
Обувь
Декабрь
1.
16
Обучать умению соотносить
предметы с их словесным
обозначением – д/и “Парные
картинки”.
Закреплять понимание слов
обобщающего
значения: одежда, обувь.
Уточнять и расширять
предметный пассивный словарь
по темам – упражнение
“Покажи
картинку”.Расширять
глагольный
словарь: гулять, ходить, танце
вать.
Учить выполнять простые
действия: покажи тапочки,
надень тапочки, сними
тапочки.
Развивать слуховое внимание,
восприятие на слух звуков,
которые издают различные
Развивать диалогическое
общение.
Развивать речевое подражание,
интонационную
выразительность, силу голоса
на материале звукоподражаний:
Топ-топ-топ – туфли топают
громко,
Топ-топ-топ – тапки топают
тихо.
Развивать сильный ротовой
выдох, обучать умению дуть
через трубочку, активизировать
губные мышцы – дыхательное
упражнение “Бульки”.
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова из
открытых слогов,
упражнение “Выполни
команду”
Развивать умение подражать
движениям взрослого,
понимание речи – подвижная
игра “Желтые сапожки”.
Развивать тонкую моторику
пальцев, движение кистей рук,
понимание речи – пальчиковая
гимнастика “Ножки”.
Развивать мелкую моторику,
формировать умение проводить
длинные волнистые линии –
упражнение “Размотай”
нитки”.
Учить находить из ряда
картинок лишнюю, развивать
зрительное внимание и
мышление – упражнение
“Четвертый лишний”.
предметы обихода –
упражнение “Звуки дома”.
2.
Мебель
17
Формировать умение
вслушиваться в речь и
понимать ее содержание –
сказка “Теремок”.
Обучать выполнению
двухступенчатых инструкций –
игра в поручения.
Формировать обобщающее
понятие “мебель”, уточнять и
расширять пассивный словарь
по теме (названия предметов
мебели и их назначения) –
упражнение“Посидим,
полежим!”
Расширять пассивный
глагольный
словарь: пойди, возьми, покажи
, спать, сидеть, хранить –
упражнение “Что для чего?”.
Пополнять словарь детей
прилагательными: большой, мал
енький.
Развивать внимание к
неречевым звукам, различать их
по одной из характеристик
Совершенствовать
диалогическую речь.
Формировать умение
договаривать слоги –
упражнение “Дом большой,
дом маленький”.
Вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, правильную
артикуляцию согласного звука
Н – упражнение
“Поломанный телевизор”;
Та-та-та! – стучим в дверь.
Развивать длительный плавный
выдох, активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Катись,
карандаш!”
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова из
открытых слогов,
упражнение “Найди и назови”
Развивать координацию речи с
движением – подвижная
игра “Дом большой, дом
маленький”.
Развивать движения кистей рук,
подражание движениям рук
взрослого, понимание речи –
пальчиковая
игра “Молоточки”.
Развивать подражание
действиям взрослого, игровые
действия, конструирование –
игра с кубиками “Стулья”,
“Башня”.
Развивать зрительное внимание,
умение сравнивать предметы по
величине – упражнение
“Помоги медведям найти свои
кроватки”.
(тихий – громкий) –
упражнение “Внимательные
ушки”.
3.
Мебель
18
Уточнять и расширять
предметный словарь по теме,
обучать узнаванию предметов
по их назначению – д/и
“Отгадай загадку – покажи
отгадку” (на чем можно
сидеть? На чем спят?).
Уточнять и расширять
пассивный глагольный
словарь, развивать понимание
предложных конструкций с
простыми предлогами: сядь на
стул, ляг на кровать, иди к
шкафу, иди к столу, возьми из
шкафа мяч, положи мяч на
стол – упражнение
“Выполняйте команды!”.
Учить различать глаголы
настоящего времени 1-го и 3го лица единственного числа –
д/и “Кто что делает?” (я иду
– он идет).
Развивать слуховое внимание,
восприятие на слух звуков,
Формировать умение
договаривать слоги и слова.
Учить составлять предложения
по модели: обращение + глагол
повелительного наклонения:
Мама, иди (веди)!
Ваня, беги!
Папа, неси (пили, бей)!
Аня, мой!
Развивать диалогическую речь
– работа с сюжетными
картинками.
Развивать сильный плавный
направленный выдох,
активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Веселые
шарики”.
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова из
открытых слогов,
упражнение “Запомни и
повтори”
Развивать координацию речи с
движением – подвижная
игра “Дом большой, дом
маленький”.
Развивать движения кистей
рук, подражание движениям
рук взрослого, понимание речи
– пальчиковая игра “Замок”.
Совершенствовать
конструктивный праксис,
развивать мелкую моторику и
зрительное внимание – игра с
разрезными картинками.
Выкладывание контуров
предметов мебели из палочек
по образцу.
Развивать зрительное
внимание, умение находить
подходящие по цвету и
рисунку элементы –
упражнение “Подбери
крышу каждому домику”.
которые издают различные
сыпучие материалы –
упражнение “Найди такую
же коробочку”.
4.
Новый
год.
Елка
19
Работать над расширением
понимания чужой речи.
Учить понимать вопросы,
поставленные к сюжетной
картинке.
Учить узнаванию предметов на
рисунке по их словесному
описанию – д/и “Отгадай
загадку – покажи отгадку”.
Развивать речевой слух, умение
правильно воспринимать
словесную инструкцию –
упражнение “Выполни
задание!”.
Развивать слуховое внимание,
восприятие на слух звуков,
которые издают детские
музыкальные инструменты –
упражнение “Маленький
музыкант”.
Вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, учить на одном
выдохе произносить 3-4 слога,
уточнять произношение звуков
в звукоподражаниях:
У-у-у-у! – вьюга начинается;
В-в-в-в! – пурга начинается;
Х-х-х-х! – греем руки;
У-у-у-х! – катание с горки;
Ух-х-х!, Ух-х-х-х! – погреемся.
Ду-ду-ду – игра на дудочке,
Дон-дон, динь-динь – звенит
колокольчик,
Та-та-та, бом, бам – бьём в
барабан,
Учить правильно употреблять
местоимения с предлогом У –
упражнение “У кого?” (у меня).
Формировать плавный
длительный выдох –
дыхательное упражнение
“Снег идет”.
Развивать подражания
движениям рук взрослого,
обучать умению быстро
переключаться с одного
движения на другое, развивать
понимание речи – подвижная
игра “Хлопы-шлёпы”.
Развивать мелкую моторику,
укреплять мышцы рук , учить
проводить волнистые линии –
упражнение “Обведи
гирлянды по точкам”.
Развивать зрительное
внимание – упражнение
“Найди две одинаковые
ёлочные игрушки”.
1
Зимние
забавы
Уточнять и расширять
пассивный предметный словарь
детей по разным темам, обучать
узнаванию игрушек и
предметов по описанию –
упражнение “Веселые
загадки”.
Уточнять и расширять
пассивный глагольный словарь
– упражнение “Кто что
делает?”.
Развивать слуховое внимание,
восприятие на слух звуков,
которые издают детские
музыкальные инструменты –
упражнение “Маленький
музыкант”.
20
Продолжать формировать
умение договаривать
звукоподражания и слова.
Учить запоминать и
проговаривать 2-3 слова по
просьбе педагога: мама, папа;
мама, папа, тетя.
Вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, уточнять
произношение звуков в
звукоподражаниях (см. тему
“Новый Год”).
Формировать плавный
длительный выдох –
дыхательное упражнение
“Снег идет”.
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова из
открытых слогов,
упражнение “Выполни
команду”
Развивать подражания
движениям рук взрослого,
обучать умению быстро
переключаться с одного
движения на другое, развивать
понимание речи – подвижная
игра “Хлопы-шлёпы”.
Развивать мелкую моторику,
укреплять мышцы рук, учить
проводить прямые
горизонтальные линии –
упражнение “Прокати
комочки по дорожкам”.
Развивать зрительное внимание
– упражнение “Найди
каждому снеговику пару”.
Обучать умению группировать
предметы по цвету, закреплять
знания основных цветов и
умение их различать –
упражнение “Найди
рукавички одинакового
цвета”.
Учить запоминать и
раскладывать игрушки в
заданной последовательности
(2-3 игрушки)
Продукт
ы
питания
Январь
2.
21
Продолжать расширять словарь
существительными по теме,
прилагательными:
большая, синяя, глаголами:
буду есть, пить, резать.
Формировать обобщающее
понятие продукты
питания (пища).
Обучать пониманию вопросов,
поставленных к сюжетным
картинкам.
Продолжать учить выполнять
действия: Возьми куклу Лялю,
Тату, Тому. Дай кукле Ляле
булку. Дай кукле Тате сыр. Дай
кукле Томе воды.
Развивать слуховое внимание,
восприятие на слух звуков,
которые издают различные
сыпучие материалы –
упражнение “Найди такую
же коробочку”.
Учить отдавать приказания: на,
иди, дай.
Учить составлять и
проговаривать предложения:
это уха. Ваня ест
уху. Это дыня. У Димы
дыня. Вот вода. У Вити вода,
Петя, пей воду!
Обучать употреблению
глаголов: буду пить, буду есть.
Обучать ответам на вопросы по
картинкам, развивать
диалогическую речь.
Работать над слоговой
структурой слова, уточнять
произношение звуков в
цепочках слогов –упражнение
“Повторяй за мной” (ды-дыды – я хочу воды; ка-ка-ка –
дайте молока и др.)
Развивать длительный плавный
ротовой выдох – дыхательное
упражнение “День рождения”.
Развивать подражание
движениям и речи взрослого –
подвижная игра “Баба сеяла
горох”.
Развивать подвижность
пальцев рук – пальчиковая
гимнастика “Улитка,
улитка! ”Уточнять
представления
о величине предметов
развивать зрительное
восприятие –упражнение
“Разложи по порядку”.
3.
Посуда
22
Расширять предметный словарь
по теме.
Формировать обобщающее
понятие “посуда”.
Формировать глагольный
словарь: буду есть, буду пить,
буду мыть, буду резать, буду
варить, буду жарить, возьми,
взял, положи, кладешь, кладу.
Учить по просьбе взрослого
выбирать предметы для
выполнения названных
действий (резать – нож,
наливать суп – половник).
Пополнять словарь
прилагательными,
обозначающими основные
цвета.
Обучать выполнению
двухступенчатых инструкций –
д/и “Поручение”.
Развивать речевой слух,
работать над слоговой
структурой слова, выделять и
отстукивать ударный слог в
слове – упражнение
“Внимательные ушки”.
Развивать речевой слух, учить
Совершенствовать умение
договаривать словосочетания.
Формировать грамматический
строй речи. Обучать
употреблению предлога у в
значении у кого – д/и “У
кого?”, лото “Посуда” (у
меня, у Вани, у Ани и т.д.)
Вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, уточнять
произношение звуков в
звукоподражаниях:
П-п-п! п-п-п! – каша кипит,
Ах – мороженое упало,
Ой – тарелка разбилась,
Ам – зайчик ест капусту,
Пых-пых – пыхтит тесто в
кастрюле.
Фу - девочка не хочет есть
кашу.
Учить назвать место
расположения предмета,
используя наречия тут, там,
вот; повторять короткий
рассказ с опорой на сюжетную
картинку: Тут Тома. Там мама.
На, Тома, неси.
Развивать подражание
движениям и речи взрослого –
подвижная игра “Баба сеяла
горох”.
Развивать конструктивный
праксис, мелкую моторику,
зрительное внимание – игра с
разрезными картинками.
Развивать зрительное
внимание – упражнение
“Найди и покажи две
одинаковые чашки”.
Учить запоминать картинки,
выбирать их из разных
тематических групп и
раскладывать в определенной
последовательности.
внимательно слушать слова,
развивать мышление – д/и
“Съедобное-несъедобное”.
Посуда
Февраль
1.
23
Развивать сильный плавный
выдох, активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Музыкальный
пузырёк”.
Обучать выполнению
Формировать грамматический
двухступенчатых инструкций –
строй речи, глагольный словарь
д/и “Помощники”.
– образование и различение
глаголов настоящего времени
Расширять словарь
первого лица ед. и множ. числа
числительными: один, два.
(я мою, мы моем).
Учить дифференцировать
Воспитывать общие речевые
существительные ед. и множ.
навыки, развивать силу голоса,
числа мужского и женского
уточнять произношение в
рода в именительном падеже –
звукоподражаниях –
д/и “Один – два”.
упражнение “Эхо”:
Развивать речевой слух, умение
Пых-пых-пых – пыхтит чайник,
внимательно слушать слова –
Бум-бум – сучит кастрюля
упражнение “Горячийкрышкой,
холодный”.
Динь-динь – звенит ложка в
Развивать слуховое внимание,
стакане,
восприятие на слух звуков,
Тук-тук-тук – стучит чашка
которые издают различные
.Развивать сильный плавный
сыпучие материалы –
выдох, активизировать губные
упражнение “Найди такую
мышцы – дыхательное
же коробочку”.
упражнение “Музыкальный
пузырёк”.
Развивать подражание
движениям и речи взрослого –
подвижная игра “Баба сеяла
горох”.
Развивать мелкую моторику и
конструктивный праксис,
зрительное внимание –д/и
“Соедини половинки
чашек”.
2.
Домашн
ие
птицы
24
Продолжать развивать
способность понимать чужую
речь, обучать пониманию
вопросов по прочитанной
сказке со зрительной опорой –
сказка “Курочка Ряба”.
Расширять предметный словарь
по теме, закреплять умение
выполнять действия: покажи
петуха, дай мне петуха,
покажи курицу, дай мне утку и
т. д.
Формировать обобщающее
понятие “домашние птицы”
Расширять глагольный словарь
(неопределенная форма
глаголов): ходить, бегать,
летать, плавать, нырять,
кудахтать, петь, пищать,
пить воду,
Учить детей отгадывать птиц
по их описанию – д/и “Кто
это?”
Воспитывать слуховое
внимание, учить различать
высокие и низкие звуки –
упражнение “Кто как голос
подает?”
Обучать пониманию вопросов по
сюжетной картинке, развивать
диалогическую речь, зрительное
внимание – работа по сюжетной
картинке “Птичий двор”.
Совершенствовать навык
договаривания звукоподражаний,
вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, учить на одном выдохе
произносить 3-4 слога, уточнять
произношение звуков: –
упражнение “Кто как голос
подает?”:
Ко-ко-ко – курочка,
Га-га-га – гуси,
Пи-пи-пи – цыплята,
Куд-куд-куда - куры
Гена, гуси, беги, гони,
Вот гуси. Гена, беги. Гена, гони!
Петя, пой!
Развивать сильный плавный
направленный выдох,
активизировать губные мышцы –
дыхательное упражнение
“Уточки”.
Развивать координацию речи с
движением – подвижная игра
“Утки”.
Развивать мелкую моторику –
пальчиковая гимнастика
“Цыпа-цыпа”.
Развивать конструктивный
праксис, мелкую моторику,
зрительное внимание – игра с
разрезными картинками.
Развивать зрительное
внимание, учить находить на
сюжетной картинке
одинаковые предметы –
упражнение “Найди на
рисунке всех курочек”.
Учить определять лишний
предмет из представленного
ряда – упражнение
“Четвертый лишний”.
3.
Домашн
ие
птицы
25
Продолжать развивать
способность понимать чужую
речь.
Расширять словарь по теме:
существительными гребешок,
бородка, шпоры, перья, крылья;
прилагательными красивый,
заботливый, строгий;
глаголами разгребает,
созывает, замахал, заорал;
числительными один, два.
Учить различать
существительные
единственного и
множественного числа муж. и
жен. рода в именительном
падеже – лото “Один-два”.
Развивать слуховое внимание,
восприятие на слух криков птиц
– упражнение “Кто кричит?”
Совершенствовать умение
Развивать координацию речи с
повторять словосочетания,
движением – подвижная игра
уточнять звукопроизношение –
“Петух”.
потешка.
Развивать мелкую моторику,
Развивать диалогическую речь.
подражание движениям рук,
понимание речи – пальчиковая
Формировать грамматический
гимнастика “Уточка”.
строй речи, учить употреблять
предлог ув значении у кого (у
Развивать мелкую моторику,
меня, у Кати, у Вани) – лото
укреплять мышцы рук , учить
проводить волнистые линии –
“Домашние птицы”.
упражнение «Нарисуй волны
Развивать правильное речевое
для уточки”.
дыхание, учить на одном выдохе
произносить несколько
одинаковых или разных слогов –
упражнение “Птицы
разговаривают”.
Развивать сильный плавный
направленный выдох,
активизировать губные мышцы –
дыхательное упражнение
“Перышко, лети!”
4.
Домашн
ие
животны
е
Март
1.
Мамин
праздни
к
26
Продолжать развивать
Активизировать речевое
пассивный словарь, обогащать
подражание, развивать
его существительными,
интонационную выразительность
прилагательными, глаголами.
на материале звукоподражаний,
учить на одном выдохе
Обучать узнавать предметы по
произносить 3-4 слога –
их словесному описанию – лото
упражнение “Гости”:
“Домашние животные”.
Тук-тук! – пришли гости;
Формировать грамматический
Ав-ав! – собака лает;
строй речи, учить различать
Мяу-мяу! – кошка мяукает;
единственное и множественное
Иа-иа-иа! – ослик;
число имен существительных
Бее-бее-бее! – баран;
женского рода в именительном
И-го-го! – лошадка;
падеже – лото “Один-много”.
Му-му-му! – корова;
Развивать слуховое внимание,
Ме-ме-ме! - коза и др.
восприятие на слух криков
животных – упражнение “Кто Учить правильному
употреблению местоимений с
кричит?”
предлогом у – упражнение “У
кого?” (у меня).
Учить проговаривать слова и
предложения: это кот. Тут Тома.
У Томы кот. Вот бык.
Развивать координацию речи с
движением, развивать
эмоциональную
выразительность мимики и
жестов – подвижная игра
“Корова”.
Развивать тонкую моторику
пальцев рук,
подражательность –
пальчиковая игра “Лапкицарапки”, “Лошадки”.
Развивать зрительное
внимание, обучать сравнению
предметов, заметно
различающихся по величине и
высоте – лото “Большоймаленький”.
Учить запоминать и
раскладывать картинки в
заданной последовательности
(2-3 картинки).
Продолжать пополнять словарь
существительными и
прилагательными.
Учить узнавать предметы по
Развивать координацию речи с
движением – подвижная ига
“Подарок маме”.
Развивать конструктивный
Совершенствовать умение
договаривать словосочетания.
Развивать диалогическую речь.
Учить строить фразы из двух
2.
Домашн
ие
животны
е
27
словесному описанию –
упражнение “Подарок для
мамы”.
Учить по просьбе взрослого
выбирать предметы для
выполнения названных
действий (резать – нож, шить
– игла, наливать суп –
половник).
слов: это мама, вот папа, тут
баба.
Учить составлять из слов НА,
ДАЙ и звукоподражаний
простые фразы: на би-би, на, пипи, дай ав-ав, дай кота, Ваня,
на би-би.
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова из
открытых слогов,
упражнение “Узнай, что (кто)
это?”
Воспитывать умение слушать
литературное произведение и
понимать его содержание –
русская народная сказка
“Репка”.
Учить понимать
пространственные отношения
двух предметов, выраженные
предлогами на, около, за –
упражнение “Кто где?”
Развивать речевой слух, учить
различать на слух
звукоподражания – д/и “Кто
там?”
Закреплять умение
договаривать словосочетания –
упражнение “Котята спят”.
Развивать интонационную
выразительность на материале
звукоподражаний.
Развивать диалогическую речь.
Обогащать активный словарь
детей наречиями,
обозначающими
местонахождение
предмета: вот, тут,там –
беседа по картинке “Кошка с
котятами”.
праксис, мелкую моторику,
закреплять знания основных
цветов и умение их различать
– упражнение “Бусы для
мамы”.
Развивать подражания
движениям взрослых,
понимание речи – подвижная
игра “Котята”.
Развивать мелкую моторику
пальцев рук – пальчиковая
игра “Киска, брысь!”
Развивать зрительное
внимание, учить находить
такой же предмет, как на
образце – упражнение
“Найди похожую кошечку”.
Формировать длительный
плавный речевой выдох,
интонационную
выразительность на материале
звукоподражаний –
упражнение “Кто в домике
живет?”
3.
Дикие
птицы
28
Уточнять и обогащать словарь
по теме, формировать
обобщающее понятие – лото
“Птицы”.
Закреплять умение выполнять
простые действия типа: покажи
голубя, дай мне ворону.
Учить различать
противоположные по значению
прилагательные большоймаленький.
Учить понимать
грамматические категории
числа существительных и
глаголов и вопросы к ним: что
делает? что делают?
Развивать речевой слух,
упражнять в узнавании и
различении звуковых сигналов
– упражнение “Кто кричит?”
Продолжать учить
проговаривать
звукоподражания,
вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, учить на одном
выдохе проговаривать 3-4 слога,
уточнять произношение звуков:
Ку-ку! – кукует кукушка;
Тук-тук-тук! – дятел стучит;
Пи-пи-пи! – пищат птенцы в
гнезде,
Тинь-тинь! – пищит синичка,
Уф-уф! – сова.
Развивать длительный
направленный плавный ротовой
выдох, активизировать губные
мышцы –дыхательное
упражнение “Летите,
птички!”
Развивать подражание
движениям взрослого, общую
моторику и понимание речи –
подвижная игра “Птички”
Развивать движения кистей
рук, тонкой моторики пальцев,
подражательность и
понимание речи –
пальчиковая игра
“Совушка-сова”.
Развивать зрительное
внимание, мелкую моторику,
конструктивный праксис,
закреплять навыки работы
с разрезными картинками.
Развивать правильное речевое
дыхание, учить на одном
выдохе произносить несколько
одинаковых или разных слогов
– упражнение “Птицы
разговаривают”.
4.
Дикие
птицы
29
Развивать речевой слух –
умение правильно
воспринимать и
дифференцировать слова – д/и
“Найди картинку”.
Учить понимать конструкции с
предлогами на, в, под, около–
упражнение “Кто где?”
Развивать понимание
предложных конструкций с
простыми предлогами: на, в,
под, за, из, с – упражнение
“Кто где?”.
Уточнять произношение
согласных звуков, развивать
правильное речевое дыхание
путем произнесения на одном
выдохе нескольких одинаковых
слогов (ТА-ТА-ТА, ВА-ВА-ВАи
др.) – упражнение
“Попугайчик”.
Закреплять умение
образовывать форму
повелительного наклонения
глаголов – упражнение
“Воробышки” (сиди, иди, беги,
спи и т.д.).
Обучать употреблению личного
местоимения с предлогом –
упражнение “У меня”.
Развивать сильный плавный
направленный выдох,
активизировать губные мышцы
– дыхательное упражнение
Развивать подражание
движениям взрослого, общую
моторику и понимание речи –
подвижная игра “Птички”
Развивать мелкую моторику
рук, подражательность,
понимание речи пальчиковая игра “Ворон”.
Развивать зрительное
внимание, учить быстро и
самостоятельно находить
одинаковые предметы –
упражнение “Найди двух
одинаковых птичек”.
“Перышко, лети!”
Дикие
Продолжать развивать
Продолжать учить проговаривать
животны
способность понимать чужую
звукоподражания, вырабатывать
е
речь – сказка “Колобок”.
правильное речевое
Обучать пониманию вопросов по
диафрагмальное дыхание,
прочитанной сказке со
уточнять произношение звуков:
зрительной опорой.
У-у-у воет волк,
Э-э-э рычит медведь,
Учить по инструкции логопеда
Ф-ф-ф-ф – фыркает ёжик,
узнавать и правильно показывать
диких животных – игра “Лото”. Развивать подражание
движениям и речи взрослого,
Закреплять умение выполнять
повторять аморфные слова ОЙпростые действия типа: покажи
ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ – игра
белку (зайку, лису, и т.д.), возьми
“Ёжик”.
мишку, дай мне лису.
Уточнять произношение гласных
Развивать слуховое внимание,
и согласных звуков, учить
восприятие и дифференциацию
составлять предложения:
на слух различного типа
Папа, ау! Мама, ау! Тетя, ау!
звучания одного музыкального
Нина, ау! Бык.
инструмента – д/и “Мишка и
зайчик”.
2.
Дикие
животны
е
Апрель
1.
30
Развивать координацию речи
сдвижением – подвижная
игра “Мишка косолапый”.
Развивать тонкую моторику
рук, подражательность,
понимание речи пальчиковая игра
“Серенький зайка”.
Развивать зрительное
внимание, мелкую моторику,
конструктивный праксис –
игра с разрезными
картинками.
Учить запоминать и
раскладывать картинки в
заданной последовательности
(2-3 картинки).
Уточнять и расширять
Развивать подражание
Развивать координацию речи
пассивный предметный словарь
движениям и речи взрослого,
сдвижением – подвижная игра
по теме “Дикие животные” - д/и
повторять аморфные слова ПИФ“Заиньки”.
ПИФ-ПАФ – игра “Охотник”
“У кого картинка?”
Развивать тонкую моторику
Учить отгадывать предметы по Учить произносить слова
пальцев и кистей рук,
словесному описанию.
слоговой структуры первого
подражательность, понимание
3.
Транспо
рт
31
Учить понимать
грамматические категории
числа существительных и
глаголов и вопросы к ним: что
делает? что делают?
Обучать пониманию
пространственных отношений
двух предметов, выраженных
предлогами: на, в, под, около –
упражнение “Белочка и
грибы”.
Развивать речевой слух, умение
внимательно слушать слова –
д/и “Правильнонеправильно?”
типа – двухсложные слова из
открытых слогов,
упражнение “Кого ты видел в
зоопарке?”
речи –пальчиковая игра
“Ёжик”.
Развивать подражание
движениям взрослых, общую
моторику – упражнение
“Угадай, кто я такой!”
Развивать зрительное внимание
– упражнение “Помоги ёжику
найти дорожку до грибочков”.
Учить определять лишний
предмет из представленного
ряда – игра “Четвертый
лишний”.
Учить по инструкции логопеда
узнавать и правильно
показывать транспорт (машину,
поезд, пароход, самолет) – игра
“Лото”.
Закреплять умение выполнять
простые действия типа: покажи
машину (самолет, пароход,
поезд), возьми машину, покатай
машину.
Обучать пониманию
пространственных отношений
Развивать подражание
движениям и речи взрослого,
уточнять произношение
гласных и согласных звуков,
вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание: – игра “Ехалиехали”:
У-у-у – летит самолет,
Ы-ы-ы – плывёт пароход,
Би-би-би – едет машина,
Ту-ту - сигналит паровоз
Развивать координацию речи с
движением – подвижная игра
“Самолет”.
Развивать движения кистей
рук, подражание движениям
рук взрослого, понимание речи
–пальчиковая игра
“Поехали-поехали!”
Развивать зрительное
внимание, мелкую моторику,
конструктивный праксис –
игра с разрезными
4.
транспо
рт
32
двух предметов, выраженных
предлогами: на, за, около, от,
из – упражнение “Что где?”
Развивать речевой слух, умение
правильно воспринимать и
дифференцировать слова –
упражнение “Найди
картинку” (парные картинки).
Развивать слуховое внимание,
восприятие на слух различных
транспортных шумов – игра
“Звуки улицы”.
Чу-чу – едет паровоз.
Развивать сильный плавный
направленный выдох,
активизировать губные мышцы
– дыхательное упражнение
“Плыви, кораблик!”
картинками.
Закреплять знания 4-х
основных цветов – д/и
“Разноцветный транспорт”.
Закреплять умение проводить
волнистые линии –
упражнение “Проведи
машинки по дорожкам”.
Уточнять и обогащать словарь
по теме, продолжать
формировать обобщающее
понятие “транспорт”.
Расширять экспрессивный
словарь по теме (части
машины).
Обучать пониманию вопросов,
заданных по сюжетным
картинкам.
Продолжать учить понимать
грамматические категории
числа существительных и
глаголов – лото “Один много”.
Развивать правильное речевое
дыхание путем произнесения на
одном выдохе нескольких
одинаковых слогов (БИ-БИ-БИ,
ТУ-ТУ-ТУ-ТУ) – д/и “Веселое
путешествие”.
Учить составлять предложения:
Это Вова. У Вовы би-би. Вова,
дай би-би. Мама, на би-би.
Папа, на би-би. Тетя, на би-би.
Гуди.
Развивать координацию речи с
движением – подвижная игра
“Машины”.
Развивать движения кистей
рук, подражание движениям
рук взрослого, понимание речи
–пальчиковая игра
“Поехали-поехали!”
Развивать зрительное
внимание, мелкую моторику,
конструктивный праксис –
игра с разрезными
картинками.
Закреплять знания 4-х
основных цветов – д/и
Развивать сильный плавный
направленный выдох,
активизировать губные мышцы
Развивать речевой слух, умение
внимательно слушать слова –
игра “Правильно неправильно”.
33
– дыхательное и голосовое
упражнение “Машинка”
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова из
открытых слогов,
упражнение “Выполни
команду”
Разноцветный транспорт”.
Развивать зрительное
внимание – игра “Найди пару
каждой машинке”.
Формы работы с родителями (законными представителями)
воспитанников:
Выступления на родительских собраниях
Индивидуальные консультации
Групповые консультации
III Организационный раздел.
Материально-технические средства необходимые для реализации
программы:
-столы, стулья, магнитная доска, магниты, мольберт,
-индивидуальные зеркала,
- иллюстрации к сказкам
- дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания
(свистки, свистульки, дудочки, сухие листики и т.п.),
- игрушки для уточнения произношения в звукоподражаниях,
- предметные
картинки
для
уточнения
произношения
в
звукоподражаниях,
- предметные картинки для уточнения произношения гласных и
согласных раннего онтогенеза,
- крупные предметные картинки по изучаемым лексическим темам,
- простые сюжетные картинки по лексическим темам - небольшие
игрушки и муляжи по изучаемым темам
- картотека предметных картинок по лексическим темам
- разрезные картинки,
-музыкальные инструменты,
-мячи для проведения физминуток.
- дидактические пособия:
1. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
2. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа. СПб.,
2015г.
3.
Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего
дошкольного возраста. СПб., 2008г.
34
Календарный учебный график.
Начало
обучения
Окончани
е
обучения
Количеств
о недель
Количеств
о занятий в
неделю
Длительност
ь занятия
01.10.202
29.04.2026
28
1
20
Объём
недельно
й
нагрузки
20
5
Диагностический инструментарий.
При
проведении
обследования
используется
следующий
диагностический инструментарий:
1. «Альбом
для логопеда» О.Б.Иншаковой. «Диагностика
нарушений речи у детей и организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного учреждения»
Экспресс-диагностика речевого развития дошкольника
(средний возраст)
__________________________________________________________________
Представления об окружающем
Как тебя зовут?
_____________________________________________________________
Сколько тебе лет?
_____________________________________________________________
С кем ты пришел в сад?
__________________________________________________________
Как зовут маму?
_____________________________________________________________
Как зовут папу?
_____________________________________________________________
Какие игрушки у тебя есть?
_______________________________________________________
Какие книги тебе читает мама?
____________________________________________________________
Какие мультфильмы ты любишь смотреть?
_____________________________________________________________
Словарный запас
Предметный
- Назови части
тела_______________________________________________________________
- Назови обобщающие понятия: «Посуда» _______, «Одежда» _________,
«Овощи» ____________,«Фрукты» _________, «Обувь» _________.
35
Глагольный
- Назови кто что делает? Самолет_______, Дятел _______, Конь ________,
Девочка _____________
Словарь признаков
- Антонимы: холодный - _______________, чистый - _______________, высокий
- ______________.
Детеныши животных:
У курицы - __________________, у козы - ____________________, у кошки Грамматическая компетенция
Предлог______________________________________________
Словообразование
- Уменьшительно-ласкательные: Ключ- ___________________, дом __________________________
Пуговица - ________________, мяч - ______________________, кукла ________________________
Фонетико-фонологическая компетенция
Слоговая структура слова
- Повтори слова: велосипед ______, василек______, солнышко ______,
машинист______.
- Повтори слова парами: Ком-дом_______, мыльница – мельница _______,
почка-дочка_______, Кость-гвоздь_______, мышка-мишка_______.
Просодика
- Повтори: ПА-ПА-ПА _______, ПА-ПА-ПА_______, ПА-ПА-ПА______.
СЯ-СЯ-СЯ______, СЯ-СЯ-СЯ______, СЯ-СЯ-СЯ_______.
- Назови первый звук в словах: Аня-_____, Уля - _____, Улица - ______, Ива _______, Оля- _______
Пальчиковая моторика
- Кулачки сжать – разжать
______________________________________________________________
- «Сорока»
__________________________________________________________________
- «Круглые ушки» (кулачки по бокам головы)
______________________________________________
- «Острые ушки» (вытянуть 2 и 3 пальцы по бокам головы)
__________________________________
Артикуляционная моторика
- Выполни упражнения:
«Улыбка» _______, «Лопаточка»_______, «Часики»________, «Хоботок»
________,«Иголочка»________, «Толстячок»_______, Худышка»__________,
«Качели» __________.
Звукопроизношение
С Сь З Зь Ц Ш Ж Щ Ч Л Ль Р Рь Другие
Изолир.
36
В речи
Связная речь
- Составь предложения по картинке
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
___________________________
Перескажи____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
___________________________________
Логопедическое заключение
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
__________________________________________________________
Дата обследования
«_____» ___________________20__г.
Учитель-логопед: _________________
Программно-методическое оснащение.
1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском
саду. Средняя группа
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения. –
М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.:
Просвещение, 1991.
4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной
культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.
5. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить:
коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.:
Изд-во «ГНОМ и Д», 2007.
6. Громова. О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи
детей 3-4 лет. М., 2007г.
37
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.В. Логопедия. Преодоление
общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: изд-во
ЛИТУР, 2000.
8. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
9. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа. СПб.,
2015г.
10.
Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Ранний возраст. СПб., 2016г.
11.
Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми
младшего дошкольного возраста. СПб., 2008г.
12.
Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Одежда.
Посуда. Продукты питания. – М.: Айрис-пресс, 2008.
13.
Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Домашние
животные и птицы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
14.
Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена
года. Лес. Грибы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
15.
Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в
процессе дидактических игр. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2008.
16.
Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по
развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2008.
17.
Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в средней
группе для детей с речевым недоразвитием. М.,2006г.
18.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. –
М.: «Просвещение», 1989
38