1
Целевой раздел
Актуальность программы
Уровень развития ребенка младшего дошкольного возраста определяет путь его дальнейшего развития.
Недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым
последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем
раньше начата активная работа по стимуляции речевого развития ребенка, тем выше обучающий эффект.
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно правовые документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей
редакции;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам",
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573);
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Говоруша» относится к программам социально-педагогической
направленности и ориентирована на совершенствование всех компонентов речи обучающихся младшего дошкольного
возраста как одного из ведущих факторов развития дошкольников.
Цель программы:
Формирование коммуникативно-речевых навыков детей младшего дошкольного возраста, предупреждение у них
трудностей в речевом развитии.
Задачи программы:
1. Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками.
2. Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.
2
3 Развивать мелкую моторику пальцев рук, учить регулировать с помощью пальчиковых игр темп и ритм речи.
4. Развивать и укреплять мышцы артикуляционного аппарата посредством выполнения статических и динамических
упражнений.
5.Cохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
6.Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Принципы реализации программы:
1.
Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и
последовательная подача материала «от легкого к трудному», «от простого к сложному» обучения; 2. Принцип
наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию
более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
3. Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его
детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
4. Онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых). Программа предполагает проведение одного
занятия в неделю, во вторую половину дня.
Отличительные особенности программы
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода и отличается от работы со старшими дошкольниками не
только объемом и содержанием материала, но и специфическими приёмами проведения занятий, такими как:
- активное участие ребенка в занятии
- использование игровых упражнений
- предъявление обучающего материала в форме различных игр
- многократное повторение пройденного
- контроль продолжительности игр
- смена видов деятельности
- сочетание четкости планирования занятия с гибкостью при его реализации,
- перенос знаний в различные ситуации,
- частая положительная оценка действий ребенка.
3
Ведущими видами детской деятельности в процессе реализации программы являются игровая, художественная и
двигательная. При этом педагог руководствуется принципом индивидуализации – при выстраивании
образовательного процесса максимально учитывает характерологические особенности обучающихся.
Данная программа содержит в себе два учебных плана, в которых учитываются возрастные и психофизические
особенности обучающихся разных возрастов.
Предполагаемые результаты:
По завершению обучения дети:
будут уметь вслушиваться в обращенную речь педагога
смогут выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов
будут понимать и использовать формы множественного числа имен существительных,
будут понимать и использовать некоторые форм словоизменения: окончание имен существительных,
согласование имен прилагательных и существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени,
окончаний глаголов,
овладеют навыками составления простых предложений по вопросам, по картинкам,
овладеют навыками составления краткого описательного рассказа по картинке с использованием вопросов,
будут иметь представление о собственном теле, а также органах артикуляции
будут иметь некоторые представления о временных понятиях (части суток: день-ночь, времена года: осень, зима,
весна, лето),
будут уметь выделять цвет, форму, величину предметов,
овладеют количественными представлениями, соответствующими данному возрасту (один-много)
будут иметь представления о некоторых звуках речи, что способствует формированию фонематических
процессов, а также правильному звукопроизношению,
будут владеть ритмической структурой речи
будут уметь воспринимать на слух и воспроизводить простую слоговую структуру слов,
у детей расширится словарный запас по пройденным лексическим темам.
4
Организация проведения занятия: Для успешного усвоения материала занятия проходят в игровой форме. Материал
подобран с учетом возрастных особенностей и потребностей дошкольников.
Структура занятия:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, фронтально, по 20 минут для детей 4-5 лет.
Для успешного усвоения материала занятия проходят в игровой форме. Материал подобран с учетом возрастных
особенностей и потребностей дошкольников.
На занятиях используются словесные (беседа, аудиозаписи, чтение художественной литературы), наглядные
(рассматривание иллюстраций, муляжи предметов, наблюдения), практические (упражнения), игровые (дидактические,
сюжетно-ролевые игры) методы и приемы (вопросы к детям, указания, загадывание и отгадывание загадок, объяснения,
пояснения, педагогическая оценка, соревнования, создание игровой ситуации, показ образца).
Методы и приемы обучения
Методы и приемы обогащения и уточнения словаря: показ с называнием; многократное повторение нового слова
или фразы; объяснение назначения предмета; использование педагогом нового слова в сочетании с разными
знакомыми детям словами; поручения, предполагающие ответ действием (найди, принеси, дай, сделай).
Методы и приемы активизации словаря: вопросы и ответы, дидактические упражнения; договаривание детьми
нужных слов; сочетание показа и объяснений логопеда с игрой детей; поручения, требующие от ребенка
развернутого ответа.
Методы и приемы развития слухового восприятия: музыкально-дидактические игры (тихо- громко, быстромедленно); словесные игры; музыкально-ритмические упражнения; словесные игры.
Методы и приемы формирования правильного звукопроизношения: артикуляционные упражнения; мимические
упражнения; упражнения на звукоподражания; использование звуков-«песенок»; словесные игры; упражнения для
развития речевого дыхания.
Методы и приемы, развивающие понимание речи и навыки связной речи: рассказывание стихов и потешек;
имитационные упражнения, сопровождаемые речью; сюжетные игры с игрушками; рассматривание картин с
последующей беседой; игры с сюжетными картинками; упражнения на различение звуков речи.
Возрастные особенности усвоения программного материала:
5
Дети 4-5 лет умеют вслушиваться в обращенную речь педагога, могут выделять названия предметов, действий,
признаков, понимать обобщающее значение слов. Умеют понимать и использовать формы множественного числа имен
существительных, использовать некоторые форм словоизменения: окончания имен существительных, согласование
имен прилагательных с существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени, окончаний
глаголов. Дети владеют навыками составления простых предложений по вопросам, по картинкам, навыками
составления краткого описательного рассказа по картинке с использованием вопросов. Имеют представление о
собственном теле, а также органах артикуляции, представления о временных понятиях (части суток: день-ночь, времена
года: осень, зима, весна, лето), умеют выделять цвет, форму, величину
предметов, владеют количественными
представлениями, соответствующими данному возрасту (один-много). Имеют представления о некоторых звуках речи,
что способствует формированию фонематических процессов, а также правильному звукопроизношению свистящих и
шипящих звуков. Владеют ритмической структурой речи, воспринимают на слух и воспроизводят простую слоговую
структуру слов. Дети владеют словарным запасом по пройденным лексическим темам.
Содержательный раздел
Учебно-тематический план
№
Лексическая тема
теория
практика
всего
контроль
Игра «Угадай»
1.
Семья
10
10
20
2
Игрушки
10
10
20
3
Игрушки
10
10
20
Игра «Кто? Что?»
4.
Части тела и лица
10
10
20
Игра «Покажи»
5
Туалетные принадлежности
10
10
20
Игра «Назови одним
словом»
6
Одежда
10
10
7
Одежда
10
10
6
20
20
Игра «Развесь одежду»
8
Обувь
10
10
20
9
10
11
12
13.
14.
15.
16
17
18
Обувь
Мебель
Мебель
Новый год. Ёлка
Зимние забавы
Продукты питания
Посуда
Посуда
Домашние птицы
Домашние птицы
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
19
Домашние животные
10
10
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Мамин праздник
10
10
20
Домашние животные
10
10
20
Дикие птицы
10
10
20
Дикие птицы
10
10
20
Игра «Угадай»
Дикие животные
10
10
20
Дикие животные
10
10
20
Игра «Кто где живёт»
Транспорт
10
10
20
Транспорт
10
10
20
Транспорт
10
10
20
Игра «Что это»
ВСЕГО
280мин 280мин
560мин
Содержание изучаемого курса. Календарно-тематическое планирование «Говоруша»
7
Игра «Найди хозяина»
Игра «4 лишний»
Игра «Снежки»
Игра «4 лишний»
Игра «Кто где живёт»
Игра «Рассели
животных»
«Бусы для мамы»
Неделя
Месяц
Тема
недели
Содержание
Октябрь
Развитие понимания речи,
речевого слуха, слухового
внимания.
8
1.
Семья
Формировать
умение
вслушиваться в речь, давать
ответные
звуковые
и
двигательные реакции.
Уточнять и расширять
пассивный словарный запас,
формировать
умение
показывать членов своей семьи:
упражнение “Покажи, где
мама” (по
семейным
фотографиям
и
сюжетным
картинкам).
Закреплять
форму
повелительного
наклонения
глагола,
учить
выполнять
задания типа:
Ваня, иди! стой! сядь!
Развитие активной
подражательной речевой
деятельности.
Воспитание общих речевых
навыков.
Развитие общей и мелкой
моторики,
подражательности,
конструктивного праксиса.
Развитие зрительного
внимания и восприятия.
Развитие памяти и
мышления
Преодолевать речевой
Развивать подражание
негативизм, вызывать
движениям взрослого,
желание говорить.
понимания речи –
подвижная игра «Вот
Учить повторять за
такие мы!»
взрослым слова,
обозначающие близких
Развивать мелкую моторику,
ребенку людей (мама, папа,
подражательность баба, тетя, дядя, ляля).
пальчиковая гимнастика
“Моя семья”.
Формировать умение
отвечать на вопрос кто
это?
Вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, правильную
артикуляцию гласных
звуков А, У, преодолевать
твердую атаку голоса –
2.
9
Игрушк
и
Миша, возьми (мяч)! отдай
(мяч)!
Формировать внимание к
неречевым звукам, развивать
слуховое восприятие – игра
“Где гремит?”
упражнение “Послушай и
повтори”:
А-а-а! – мама качает
малыша;
Уа! Уа! – плачет малыш;
О-о-ох! – стонет старая
бабушка
Развивать сильный плавный
выдох, активизировать
губные мышцы –
дыхательное упражнение
“Музыкальный пузырек”.
Учить произносить слова
слоговой структуры
первого типа –
двухсложные слова из
открытых слогов,
упражнение “Узнай, кто
это?”
Формировать умение
вслушиваться в речь, давать
ответные звуковые и
двигательные реакции.
Обучать умению соотносить
предметы и изображения с их
словесным обозначением –
упражнение “Покажи”.
Обучать пониманию
Преодолевать речевой
негативизм, вызывать
желание говорить.
Учить подражать бытовым
и музыкальным шумам,
издаваемым разными
игрушками:
О-о-о - рычит мишка,
И-и-и – ржет лошадка,
Развивать подражание
движениям взрослого,
понимания речи –
подвижная игра “Мишка
с куклой”.
Развивать подражание
движениям рук и речи
взрослого, понимание речи пальчиковая игра
3.
Игрушк
и
10
вопроса где?
Обучать соотнесению
признаков предметов (синий,
красный, большой,
маленький) с их словесным
обозначением.
Формировать внимание к
неречевым звукам, слуховое
восприятие, различение двух
звучащих игрушек – игра
“Погремушки”.
Пи-пи-пи – пищит
цыпленок,
Бум-бум – гремит барабан,
Оп-оп-оп – прыгает мячик,
Бах – упали кубики и др.
Формировать умение
договаривать за логопедом
слоги.
Вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, уточнять
артикуляцию гласных А, У,
О, И, развивать модуляцию
голоса – игра “Что как
звучит?”
Вырабатывать сильный
ротовой выдох,
активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Воздушный
шарик”.
“Барабанщики”.
Развивать конструктивный
праксис, мелкую моторику –
игра с разрезными
картинками.
Развивать зрительное
внимание, умение находить
на сюжетной картинке и
показывать заданные
игрушки – упражнение
«Внимательные глазки»
Развивать зрительное
внимание, мышление –
упражнение “Подбери
мячикам половинки”.
Уточнять и расширять
пассивный предметный
словарь по теме –
д/и “Прятки”.
Обучать пониманию
вопросов косвенных
падежей кто? где? у кого?
Воспитывать потребность в
речевом общении.
Формировать умение
договаривать за логопедом
звуки, слоги:
У-у-у – самолет,
Ы-ы-ы – пароход,
Развивать подражание
движениям взрослого,
понимания речи –
подвижная игра “Мишка
с куклой”
Развивать подражание
движениям рук и речи
4.
11
Части
тела
и
лица
Учить детей выполнять
действия, связанные с
игровой ситуацией: покажи,
возьми, принеси–
упражнение
“Поручение” (одноступенча
тая инструкция).
Развивать слуховое
внимание, учить
воспринимать и
дифференцировать на слух
различный темп, ритм и силу
звучания барабана –
упражнение “Маленький
барабанщик”.
Ту-ту-ту – паровоз,
Би-би-би – машина,
Ду-ду-ду – дудочка,
Та-та-та – барабан и др.
Вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, уточнять
артикуляцию гласных А, У,
О, И, развивать модуляцию
голоса – игра “Пой со
мной”.
Развивать длительный
плавный выдох,
активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Вертушка”.
Обучать умению соотносить
предметы и изображения с
их словесным
обозначением.
Учить показывать части
тела в соответствии с
просьбой взрослого –
Формировать потребность в
Развивать общую
речевом общении и умение
моторику и
договаривать за логопедом
координацию движений,
слоги и слова – упражнение
подражательность –
упражнение “Это Я”.
“Это Я”.
Развивать интонационную
Развивать кисти рук,
выразительность речи,
подражание движениям рук
взрослого, понимание речи
-пальчиковая игра
“Барабанщики”.
Развивать зрительнопространственную
функцию, закреплять
знания основных цветов,
обучать группировать
предметы по цвету –
упражнение «Будь
внимательным»
Развивать конструктивный
праксис, мелкую моторику
– сооружение из кубиков
“Построй, как я”.
Развивать зрительное
внимание и восприятие,
учить находить предмет по
его контурному
изображению.
упражнение «Покажи на
себе и на кукле»,
«Зеркало»
Формировать пассивный
словарь по теме: голова,
руки, ноги, спина, живот,
рот, нос, глаза, понимание
целостных словосочетаний
– упражнение “Что
делает?”
Учить выполнять простые
действия:
Возьми мыло. Вымой лицо.
Вымой руки. Возьми
полотенце. Вытри лицо.
Вытри руки. Возьми зубную
щетку. Почисти зубы.
Возьми расческу. Причеши
волосы.
Формировать внимание к
неречевым звукам,
развивать чувство ритма –
упражнение “Хлопай, как
я”, “Топай, как я”.
Ноябрь
1.
12
Туалетн
ые
принадл
ежности
модуляцию голоса на
взрослого, обучать умению
материале
быстро переключаться с
звукоподражаний:
одного движения на другое,
Топ – малыш идет,
развивать понимание речи –
Ам – мальчик кушает,
упражнение «Ладошки»
Фу – девочка не хочет есть, Учить запоминать и
Ох – болит зуб,
выбирать из ряда
Ух – дядя работает,
предложенных 2-4
Эх – мальчик танцует,
предмета.
Ха-ха-ха – дети смеются,
Ах – душистый цветок,
Развивать правильное
речевое дыхание –
пропевать на одном выдохе
гласных звуков А, О, У, И, а
также сочетаний из двух
гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ,
ИА -голосовое упражнение
“Девочки поют”.
Развивать сильный плавный
ротовой выдох,
активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Ветерок”.
Развивать понимание чужой Развивать подражание
речи, накапливать
движениям и речи взрослого
пассивный словарный запас
– упражнение “Большие
по теме.
ноги идут по дороге”.
Развивать общую моторику,
координацию движений,
подражательность,
понимание речи –
подвижная игра “Лады Учить понимать целостные Учить проговаривать
лады”.
словосочетания –
звукоподражания, слова и
упражнение “Что
фразы:
Развивать тонкую моторику
делает?”
Кап – капает вода,
пальцев рук,
Куп –куп – мама купает
подражательность,
Учить соотносить предмет и
ребенка,
понимание речи –
его признак со словесным
Ай-я-яй – девочка
пальчиковая игра
обозначением.
испачкалась,
“Спокойного сна!
Расширять пассивный
ванна, вода, мой, мою, мыть, Учить определять из ряда
словарь: наречие много,
мою ноги (руки)
игрушек ту, которую убрали
числительное один,
Воспитывать правильное
или добавили.
глагол буду мыть.
физиологическое дыхание,
Формировать глагольный
вырабатывать направленную
словарь- познакомить с 1-м
воздушную струю –
лицом ед и множ числа , с 3дыхательное упражнение
м лицом ед и множ числа
“Мыльные пузыри”.
наст времени я мою– мы
моем, он моет – они моют.
Формировать внимание к
неречевым звукам,
воспитывать чувство ритма
– игра “Погреми так же”.
2.
13
Одежда
Формировать умение
вслушиваться в речь,
понимать ее содержание.
Уточнять и расширять
предметный словарь по
теме, обучать детей
узнаванию предметов по
Развивать диалогическую
речь.
Развивать подражания
движениям (использование
жестов “на”, “дай”) и речи
взрослого – повторение
слов НА и ДАЙ.
Развивать общую
моторику, координацию
речи с движением,
подражательность –
подвижная игра “Вот
такие мы!”.
Развивать движения кистей
3.
14
Одежда
функциональному
назначению – упражнение
“Отгадай загадку –
покажи отгадку”.
Пополнять пассивный
словарь за счет
прилагательных,
обозначающих цвет, за счет
существительных,
обозначающих детали
одежды: воротник,
кармашки.
Обучать пониманию
вопросов где? кто? кому?
Обучать выполнению
двухступенчатых
инструкций.
Обучать ориентировке в
названиях действий –
упражнение “Кто что
делает?”
Развивать речевой слух,
умение правильно
воспринимать и
дифференцировать слова –
д/и “Найди картинку”.
Закреплять предметный
словарь по теме,
Учить проговаривать
звукоподражания,
вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, уточнять
артикуляцию звуков:
Ой-ой-ой! – уколол
пальчик,
Пш-ш-ш! – гладим бельё,
Т-т-т! – шьём на машинке.
Обучать плавному
свободному выдоху,
активизировать губные
мышцы – упражнение
“Осенние листья”.
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова
из открытых слогов,
упражнение “Конец слова
за тобой”
рук, дифференцированные
движения пальцев,
понимание речи –
пальчиковая гимнастика
“Вышли пальчики
гулять”.
Развивать зрительное
внимание, учить находить
одинаковые предметы –
упражнение “Найди два
одинаковых платья,
которые сшила мышка”.
Обучать умению
группировать предметы по
цвету, закреплять знания
основных цветов и умение
их различать –
упражнение “Подбери
куклам одежду”.
Закреплять умение
договаривать за логопедом
Развивать координацию
речи с движением –
4.
15
Обувь
продолжать учить
соотнесению предметов с
их словесным обозначением
– д/и “У кого этот
предмет?” (с картинками и
предметами одежды).
Учить детей выполнять
действия: возьми шапку,
надень шапку, положи
шапку.
Пополнять пассивный
словарь детей за счет
прилагательных: большой,
маленький;
числительных: один, много.
Закреплять умение
выполнять двухступенчатые
инструкции – д/и “Соберем
на прогулку”.
Развитие слухового
внимания –
упражнение “Хлопки”
Формировать умение
вслушиваться в речь и
понимать ее содержание.
Расширять пассивный
слоги и слова.
Развивать модуляцию
голоса, вырабатывать
правильное речевое
диафрагмальное дыхание,
уточнять артикуляцию
звука о – упражнение “Как
рычат мишки”.
Развивать сильный ротовой
выдох, обучать умению
дуть через трубочку,
активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Бульки”.
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова
из открытых слогов,
упражнение “Конец слова
за тобой”
Стимулировать речевое
подражание, закреплять
умение договаривать
отдельные звуки и слоги –
подвижная игра “Вот
такие мы!”.
Развивать мелкую
моторику – пальчиковая
игра “Как у нашего
кота”.
Обучать сравнению
различных по величине
предметов – упражнение
“Большой-маленький”
Развивать зрительное
внимание, учить подбирать
подходящие по цвету и
рисунку предметы –
упражнение “Помоги
каждой девочке
подобрать бантик к
платью”.
Развитие мелкой моторики,
конструктивного праксиса,
зрительного внимания –
игра с разрезными
картинками.
Развивать умение
подражать движениям
взрослого, понимание речи
– подвижная игра
словарь за счет
существительных,
обозначающих детали
обуви: задник, помпон;
прилагательных одинаковые
глаголов: надеваю, обуваю,
снимаю.
Обучать быстрой
ориентировке в названиях
действий – упражнение
“Покажи”.
Обучать детей
переключению с одного
действия на другое по
словесной инструкции и
выполнению
двухступенчатых
инструкций – упражнение
“Поручение”.
Развивать слуховое
внимание, обучать умению
различать на слух звучание
различных инструментов и
реагировать на каждое
звучание по-разному –
упражнение “Шагаем и
танцуем!”
16
упражнение “Большие
ноги идут по дороге”.
Развивать сильный ротовой
выдох, обучать умению
дуть через трубочку,
активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Бульки”.
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова
из открытых слогов,
упражнение “Выполни
команду”
“Большие ноги идут по
дороге”.
Развивать ритмичные
движения кистей рук,
подражание движениям
рук взрослого, понимание
речи –пальчиковая
гимнастика “Мы
топали”.
Развивать зрительное
внимание, конструктивный
праксис, мелкую моторику
– игра с разрезными
картинками.
Учить запоминать и
раскладывать предметы в
произвольной
последовательности в
рамках одной тематики.
Обувь
Обучать умению соотносить
предметы с их словесным
обозначением – д/и
“Парные картинки”.
Закреплять понимание слов
обобщающего
значения: одежда, обувь.
Уточнять и расширять
предметный пассивный
словарь по темам –
упражнение “Покажи
картинку”.Расширять
глагольный
словарь: гулять, ходить, та
нцевать.
Учить выполнять простые
действия: покажи тапочки,
надень тапочки, сними
тапочки.
Развивать слуховое
внимание, восприятие на
слух звуков, которые
издают различные предметы
обихода – упражнение
“Звуки дома”.
Развивать диалогическое
общение.
Развивать речевое
подражание,
интонационную
выразительность, силу
голоса на материале
звукоподражаний:
Топ-топ-топ – туфли
топают громко,
Топ-топ-топ – тапки
топают тихо.
Развивать сильный ротовой
выдох, обучать умению
дуть через трубочку,
активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Бульки”.
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова
из открытых слогов,
упражнение “Выполни
команду”
Развивать умение подражать
движениям взрослого,
понимание речи –
подвижная игра “Желтые
сапожки”.
Развивать тонкую моторику
пальцев, движение кистей
рук, понимание речи –
пальчиковая гимнастика
“Ножки”.
Развивать мелкую
моторику, формировать
умение проводить длинные
волнистые линии –
упражнение “Размотай”
нитки”.
Учить находить из ряда
картинок
лишнюю, развивать
зрительное внимание и
мышление – упражнение
“Четвертый лишний”.
2.
Мебель
Формировать умение
вслушиваться в речь и
понимать ее содержание –
Совершенствовать
диалогическую речь.
Формировать умение
Развивать координацию
речи с движением –
подвижная игра “Дом
Декабрь
1.
17
18
сказка “Теремок”.
Обучать выполнению
двухступенчатых
инструкций – игра в
поручения.
Формировать обобщающее
понятие “мебель”, уточнять
и расширять пассивный
словарь по теме (названия
предметов мебели и их
назначения) –
упражнение“Посидим,
полежим!”
Расширять пассивный
глагольный
словарь: пойди, возьми, пока
жи,
спать, сидеть, хранить –
упражнение “Что для
чего?”.
Пополнять словарь детей
прилагательными: большой,
маленький.
Развивать внимание к
неречевым звукам,
различать их по одной из
характеристик (тихий –
громкий) – упражнение
“Внимательные ушки”.
договаривать слоги –
большой, дом маленький”.
упражнение “Дом
Развивать движения кистей
большой, дом маленький”.
рук, подражание движениям
Вырабатывать правильное
рук взрослого, понимание
речевое диафрагмальное
речи – пальчиковая
дыхание, правильную
игра “Молоточки”.
артикуляцию согласного
Развивать подражание
звука Н – упражнение
действиям взрослого,
“Поломанный телевизор”;
игровые действия,
Та-та-та! – стучим в дверь.
конструирование – игра с
Развивать длительный
кубиками “Стулья”,
плавный выдох,
“Башня”.
активизировать губные
Развивать зрительное
мышцы – дыхательное
внимание, умение
упражнение “Катись,
сравнивать предметы по
карандаш!”
величине – упражнение
Учить произносить слова
“Помоги медведям найти
слоговой структуры первого
свои кроватки”.
типа – двухсложные слова
из открытых слогов,
упражнение “Найди и
назови”
3.
19
Мебель
Уточнять и расширять
предметный словарь по
теме, обучать узнаванию
предметов по их
назначению – д/и
“Отгадай загадку –
покажи отгадку” (на чем
можно сидеть? На чем
спят?).
Уточнять и расширять
пассивный глагольный
словарь, развивать
понимание предложных
конструкций с простыми
предлогами: сядь на стул,
ляг на кровать, иди к
шкафу, иди к столу, возьми
из шкафа мяч, положи мяч
на стол – упражнение
“Выполняйте команды!”.
Учить различать глаголы
настоящего времени 1-го и
3-го лица единственного
числа – д/и “Кто что
делает?” (я иду – он идет).
Развивать слуховое
внимание, восприятие на
слух звуков, которые
издают различные сыпучие
Формировать умение
договаривать слоги и слова.
Учить составлять
предложения по модели:
обращение + глагол
повелительного
наклонения:
Мама, иди (веди)!
Ваня, беги!
Папа, неси (пили, бей)!
Аня, мой!
Развивать диалогическую
речь – работа с сюжетными
картинками.
Развивать сильный плавный
направленный выдох,
активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Веселые
шарики”.
Учить произносить слова
слоговой структуры
первого типа –
двухсложные слова из
открытых слогов,
упражнение “Запомни и
повтори”
Развивать координацию
речи с движением –
подвижная игра “Дом
большой, дом
маленький”.
Развивать движения кистей
рук, подражание
движениям рук взрослого,
понимание речи –
пальчиковая игра “Замок”.
Совершенствовать
конструктивный праксис,
развивать мелкую
моторику и зрительное
внимание – игра с
разрезными картинками.
Выкладывание контуров
предметов мебели из
палочек по образцу.
Развивать зрительное
внимание, умение
находить подходящие по
цвету и рисунку элементы
–упражнение “Подбери
крышу каждому домику”.
материалы – упражнение
“Найди такую же
коробочку”.
4.
20
Новый
год.
Елка
Работать над расширением
понимания чужой речи.
Учить понимать вопросы,
поставленные к сюжетной
картинке.
Учить узнаванию предметов
на рисунке по их
словесному описанию –
д/и “Отгадай загадку –
покажи отгадку”.
Развивать речевой слух,
умение правильно
воспринимать словесную
инструкцию – упражнение
“Выполни задание!”.
Развивать слуховое
внимание, восприятие на
слух звуков, которые
издают детские
музыкальные инструменты
– упражнение “Маленький
музыкант”.
Вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, учить на одном
выдохе произносить 3-4
слога, уточнять
произношение звуков в
звукоподражаниях:
У-у-у-у! – вьюга
начинается;
В-в-в-в! – пурга
начинается;
Х-х-х-х! – греем руки;
У-у-у-х! – катание с горки;
Ух-х-х!, Ух-х-х-х! –
погреемся.
Ду-ду-ду – игра на
дудочке,
Дон-дон, динь-динь –
звенит колокольчик,
Та-та-та, бом, бам – бьём
в барабан,
Учить правильно
употреблять местоимения с
предлогом У – упражнение
“У кого?” (у меня).
Развивать подражания
движениям рук взрослого,
обучать умению быстро
переключаться с одного
движения на другое,
развивать понимание речи
– подвижная игра
“Хлопы-шлёпы”.
Развивать мелкую
моторику, укреплять
мышцы рук , учить
проводить волнистые
линии –упражнение
“Обведи гирлянды по
точкам”.
Развивать зрительное
внимание – упражнение
“Найди две одинаковые
ёлочные игрушки”.
Формировать плавный
длительный выдох –
дыхательное упражнение
“Снег идет”.
1
21
Зимние
забавы
Уточнять и расширять
пассивный предметный
словарь детей по разным
темам, обучать узнаванию
игрушек и предметов по
описанию – упражнение
“Веселые загадки”.
Уточнять и расширять
пассивный глагольный
словарь – упражнение “Кто
что делает?”.
Развивать слуховое
внимание, восприятие на
слух звуков, которые
издают детские
музыкальные инструменты
– упражнение “Маленький
музыкант”.
Продолжать формировать
умение договаривать
звукоподражания и слова.
Учить запоминать и
проговаривать 2-3 слова по
просьбе педагога: мама,
папа; мама, папа, тетя.
Вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, уточнять
произношение звуков в
звукоподражаниях (см. тему
“Новый Год”).
Формировать плавный
длительный выдох –
дыхательное упражнение
“Снег идет”.
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова
из открытых слогов,
упражнение “Выполни
команду”
Развивать подражания
движениям рук взрослого,
обучать умению быстро
переключаться с одного
движения на другое,
развивать понимание речи –
подвижная игра “Хлопышлёпы”.
Развивать мелкую
моторику, укреплять
мышцы рук, учить
проводить прямые
горизонтальные линии –
упражнение “Прокати
комочки по дорожкам”.
Развивать зрительное
внимание – упражнение
“Найди каждому
снеговику пару”.
Обучать умению
группировать предметы по
цвету, закреплять знания
основных цветов и умение
их различать –
упражнение “Найди
рукавички одинакового
цвета”.
Учить запоминать и
раскладывать игрушки в
заданной
последовательности (2-3
игрушки)
Январь
2.
22
Продукт
ы
питания
Продолжать расширять
словарь существительными
по теме, прилагательными:
большая, синяя, глаголами:
буду есть, пить, резать.
Формировать обобщающее
понятие продукты
питания (пища).
Обучать пониманию
вопросов, поставленных к
сюжетным картинкам.
Продолжать учить
выполнять действия: Возьми
куклу Лялю, Тату, Тому.
Дай кукле Ляле булку. Дай
кукле Тате сыр. Дай кукле
Томе воды.
Развивать слуховое
внимание, восприятие на
Учить отдавать
приказания: на, иди, дай.
Учить составлять и
проговаривать
предложения: это уха. Ваня
ест уху. Это дыня. У Димы
дыня. Вот вода. У Вити
вода, Петя, пей воду!
Обучать употреблению
глаголов: буду пить, буду ес
ть.
Обучать ответам на
вопросы по картинкам,
развивать диалогическую
речь.
Работать над слоговой
структурой слова, уточнять
произношение звуков в
цепочках слогов –
Развивать подражание
движениям и речи
взрослого – подвижная
игра “Баба сеяла горох”.
Развивать подвижность
пальцев рук –
пальчиковая гимнастика
“Улитка, улитка!
”Уточнять представления
о величине предметов
развивать зрительное
восприятие –упражнение
“Разложи по порядку”.
слух звуков, которые
издают различные сыпучие
материалы – упражнение
“Найди такую же
коробочку”.
3.
23
Посуда
Расширять предметный
словарь по теме.
Формировать обобщающее
понятие “посуда”.
Формировать глагольный
словарь: буду есть, буду
пить, буду мыть, буду
резать, буду варить, буду
жарить, возьми, взял,
положи, кладешь, кладу.
Учить по просьбе взрослого
выбирать предметы для
выполнения названных
действий (резать – нож,
наливать суп – половник).
Пополнять словарь
прилагательными,
обозначающими основные
цвета.
Обучать выполнению
упражнение “Повторяй за
мной” (ды-ды-ды – я хочу
воды; ка-ка-ка – дайте
молока и др.)
Развивать длительный
плавный ротовой выдох –
дыхательное упражнение
“День рождения”.
Совершенствовать умение
договаривать
словосочетания.
Формировать
грамматический строй речи.
Обучать употреблению
предлога у в
значении у кого – д/и “У
кого?”, лото “Посуда” (у
меня, у Вани, у Ани и т.д.)
Вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, уточнять
произношение звуков в
звукоподражаниях:
П-п-п! п-п-п! – каша кипит,
Ах – мороженое упало,
Ой – тарелка разбилась,
Ам – зайчик ест капусту,
Пых-пых – пыхтит тесто в
Развивать подражание
движениям и речи взрослого
– подвижная игра “Баба
сеяла горох”.
Развивать конструктивный
праксис, мелкую моторику,
зрительное внимание – игра
с разрезными картинками.
Развивать зрительное
внимание – упражнение
“Найди и покажи две
одинаковые чашки”.
Учить запоминать картинки,
выбирать их из разных
тематических групп и
раскладывать в
определенной
последовательности.
Февраль
1.
24
Посуда
двухступенчатых
инструкций – д/и
“Поручение”.
Развивать речевой слух,
работать над слоговой
структурой слова, выделять
и отстукивать ударный слог
в слове – упражнение
“Внимательные ушки”.
Развивать речевой слух,
учить внимательно слушать
слова, развивать мышление
– д/и “Съедобноенесъедобное”.
кастрюле.
Фу - девочка не хочет есть
кашу.
Учить назвать место
расположения предмета,
используя наречия тут,
там, вот; повторять
короткий рассказ с опорой
на сюжетную картинку: Тут
Тома. Там мама. На, Тома,
неси.
Развивать сильный плавный
выдох, активизировать
губные мышцы –
дыхательное упражнение
“Музыкальный пузырёк”.
Обучать выполнению
двухступенчатых
инструкций – д/и
“Помощники”.
Расширять словарь
числительными: один, два.
Учить дифференцировать
существительные ед. и
множ. числа мужского и
женского рода в
именительном падеже – д/и
“Один – два”.
Формировать
грамматический строй речи,
глагольный словарь –
образование и различение
глаголов настоящего времени
первого лица ед. и множ.
числа (я мою, мы моем).
Воспитывать общие речевые
навыки, развивать силу
голоса, уточнять
произношение в
звукоподражаниях –
Развивать подражание
движениям и речи
взрослого – подвижная
игра “Баба сеяла горох”.
Развивать мелкую
моторику и
конструктивный праксис,
зрительное внимание –д/и
“Соедини половинки
чашек”.
Развивать речевой слух,
умение внимательно
слушать слова –
упражнение “Горячийхолодный”.
Развивать слуховое
внимание, восприятие на
слух звуков, которые
издают различные сыпучие
материалы – упражнение
“Найди такую же
коробочку”.
2.
25
Домашн
ие
птицы
упражнение “Эхо”:
Пых-пых-пых – пыхтит
чайник,
Бум-бум – сучит кастрюля
крышкой,
Динь-динь – звенит ложка в
стакане,
Тук-тук-тук – стучит чашка
.Развивать сильный плавный
выдох, активизировать
губные мышцы –
дыхательное упражнение
“Музыкальный пузырёк”.
Продолжать развивать
способность понимать
чужую речь, обучать
пониманию вопросов по
прочитанной сказке со
зрительной опорой – сказка
“Курочка Ряба”.
Расширять предметный
словарь по теме, закреплять
умение
выполнять действия:
покажи петуха, дай мне
петуха, покажи курицу, дай
мне утку и т. д.
Формировать обобщающее
Обучать пониманию
вопросов по сюжетной
картинке, развивать
диалогическую речь,
зрительное внимание –
работа по сюжетной
картинке “Птичий двор”.
Совершенствовать навык
договаривания
звукоподражаний,
вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, учить на одном
выдохе произносить 3-4
слога, уточнять
Развивать координацию
речи с движением –
подвижная игра “Утки”.
Развивать мелкую
моторику – пальчиковая
гимнастика “Цыпацыпа”.
Развивать конструктивный
праксис, мелкую моторику,
зрительное внимание –
игра с разрезными
картинками.
Развивать зрительное
внимание, учить находить
на сюжетной картинке
понятие “домашние птицы”
Расширять глагольный
словарь (неопределенная
форма глаголов): ходить,
бегать, летать, плавать,
нырять, кудахтать, петь,
пищать, пить воду,
Учить детей отгадывать
птиц по их описанию – д/и
“Кто это?”
Воспитывать слуховое
внимание, учить различать
высокие и низкие звуки –
упражнение “Кто как
голос подает?”
3.
Домашн
ие
птицы
26
произношение звуков: –
упражнение “Кто как
голос подает?”:
Ко-ко-ко – курочка,
Га-га-га – гуси,
Пи-пи-пи – цыплята,
Куд-куд-куда - куры
Гена, гуси, беги, гони,
Вот гуси. Гена, беги. Гена, гони!
Петя, пой!
Развивать сильный плавный
направленный выдох,
активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Уточки”.
одинаковые предметы –
упражнение “Найди на
рисунке всех курочек”.
Учить определять лишний
предмет из
представленного ряда –
упражнение “Четвертый
лишний”.
Продолжать развивать
Совершенствовать умение
Развивать координацию
способность понимать
повторять словосочетания,
речи с движением –
чужую речь.
уточнять звукопроизношение
подвижная игра “Петух”.
– потешка.
Расширять словарь по теме:
Развивать мелкую моторику,
существительными гребешо Развивать диалогическую
подражание движениям рук,
к, бородка, шпоры, перья,
речь.
понимание речи –
крылья;
пальчиковая гимнастика
Формировать
прилагательными красивый,
“Уточка”.
грамматический строй речи,
заботливый, строгий;
Развивать мелкую моторику,
учить употреблять
глаголами разгребает,
предлог ув значении у кого (у
укреплять мышцы рук ,
созывает, замахал, заорал;
меня, у Кати, у Вани) – лото
учить проводить волнистые
числительными один, два.
линии –упражнение
“Домашние птицы”.
Учить различать
Развивать правильное
существительные
речевое дыхание, учить на
единственного и
одном выдохе произносить
множественного числа муж.
несколько одинаковых или
и жен. рода в именительном
разных слогов – упражнение
падеже – лото “Один-два”.
“Птицы разговаривают”.
Развивать слуховое
Развивать сильный плавный
внимание, восприятие на
направленный выдох,
слух криков птиц –
активизировать губные
упражнение “Кто
мышцы – дыхательное
кричит?”
упражнение “Перышко,
лети!”
4.
Домашн
ие
животны
е
27
Продолжать развивать
Активизировать речевое
пассивный словарь,
подражание, развивать
обогащать его
интонационную
существительными,
выразительность на
прилагательными,
материале звукоподражаний,
глаголами.
учить на одном выдохе
произносить 3-4 слога –
Обучать узнавать предметы
упражнение “Гости”:
по их словесному описанию
Тук-тук! – пришли гости;
– лото “Домашние
Ав-ав! – собака лает;
животные”.
Мяу-мяу! – кошка мяукает;
Формировать
Иа-иа-иа! – ослик;
грамматический строй речи,
Бее-бее-бее! – баран;
учить различать
И-го-го! – лошадка;
единственное и
Му-му-му! – корова;
множественное число имен
Ме-ме-ме! - коза и др.
существительных женского
«Нарисуй волны для
уточки”.
Развивать координацию
речи с движением,
развивать эмоциональную
выразительность мимики и
жестов – подвижная игра
“Корова”.
Развивать тонкую
моторику пальцев рук,
подражательность –
пальчиковая игра
“Лапки-царапки”,
“Лошадки”.
Развивать зрительное
внимание, обучать
сравнению предметов,
заметно различающихся по
рода в именительном
падеже – лото “Одинмного”.
Развивать слуховое
внимание, восприятие на
слух криков животных –
упражнение “Кто
кричит?”
Март
1.
28
Мамин
праздни
к
Продолжать пополнять
словарь существительными
и прилагательными.
Учить узнавать предметы
по словесному описанию –
упражнение “Подарок для
мамы”.
Учить по просьбе взрослого
выбирать предметы для
выполнения названных
действий (резать – нож,
шить – игла, наливать суп –
половник).
Учить правильному
употреблению местоимений
с предлогом у – упражнение
“У кого?” (у меня).
Учить проговаривать слова и
предложения: это кот. Тут
Тома. У Томы кот. Вот бык.
Совершенствовать умение
договаривать
словосочетания.
Развивать диалогическую
речь.
Учить строить фразы из
двух слов: это мама, вот
папа, тут баба.
Учить составлять из слов
НА, ДАЙ и
звукоподражаний простые
фразы: на би-би, на, пипи, дай ав-ав, дай
кота, Ваня, на би-би.
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова
из открытых слогов,
упражнение “Узнай, что
величине и высоте – лото
“Большой-маленький”.
Учить запоминать и
раскладывать картинки в
заданной
последовательности (2-3
картинки).
Развивать координацию
речи с движением –
подвижная ига “Подарок
маме”.
Развивать конструктивный
праксис, мелкую моторику,
закреплять знания
основных цветов и умение
их различать –
упражнение “Бусы для
мамы”.
(кто) это?”
2.
Домашн
ие
животны
е
3.
29
Дикие
птицы
Воспитывать умение
слушать литературное
произведение и понимать
его содержание – русская
народная сказка “Репка”.
Учить понимать
пространственные
отношения двух предметов,
выраженные предлогами на,
около, за – упражнение
“Кто где?”
Развивать речевой слух,
учить различать на слух
звукоподражания – д/и
“Кто там?”
Закреплять умение
договаривать
словосочетания –
упражнение “Котята
спят”.
Развивать интонационную
выразительность на
материале
звукоподражаний.
Развивать диалогическую
речь.
Обогащать активный
словарь детей наречиями,
обозначающими
местонахождение
предмета: вот, тут,там –
беседа по картинке
“Кошка с котятами”.
Формировать длительный
плавный речевой выдох,
интонационную
выразительность на
материале звукоподражаний
– упражнение “Кто в
домике живет?”
Развивать подражания
движениям взрослых,
понимание речи –
подвижная игра
“Котята”.
Развивать мелкую
моторику пальцев рук –
пальчиковая игра
“Киска, брысь!”
Развивать зрительное
внимание, учить находить
такой же предмет, как на
образце – упражнение
“Найди похожую
кошечку”.
Уточнять и обогащать
Продолжать учить
Развивать подражание
30
словарь по теме,
формировать обобщающее
понятие – лото “Птицы”.
Закреплять умение
выполнять простые
действия типа: покажи
голубя, дай мне ворону.
Учить различать
противоположные по
значению прилагательные
большой-маленький.
Учить понимать
грамматические категории
числа существительных и
глаголов и вопросы к
ним: что делает? что
делают?
Развивать речевой слух,
упражнять в узнавании и
различении звуковых
сигналов – упражнение
“Кто кричит?”
проговаривать
звукоподражания,
вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание, учить на одном
выдохе проговаривать 3-4
слога, уточнять
произношение звуков:
Ку-ку! – кукует кукушка;
Тук-тук-тук! – дятел стучит;
Пи-пи-пи! – пищат птенцы в
гнезде,
Тинь-тинь! – пищит
синичка,
Уф-уф! – сова.
Развивать длительный
направленный плавный
ротовой выдох,
активизировать губные
мышцы –дыхательное
упражнение “Летите,
птички!”
Развивать правильное
речевое дыхание, учить на
одном выдохе произносить
несколько одинаковых или
разных слогов –
упражнение “Птицы
разговаривают”.
движениям взрослого,
общую моторику и
понимание речи –
подвижная игра
“Птички”
Развивать движения кистей
рук, тонкой моторики
пальцев, подражательность
и понимание речи –
пальчиковая игра
“Совушка-сова”.
Развивать зрительное
внимание, мелкую
моторику, конструктивный
праксис, закреплять
навыки работы
с разрезными
картинками.
Апрель
31
4.
Дикие
птицы
1.
Дикие
Продолжать развивать
животны
способность понимать
е
Развивать речевой слух –
умение правильно
воспринимать и
дифференцировать слова –
д/и “Найди картинку”.
Учить понимать
конструкции с
предлогами на, в, под,
около– упражнение “Кто
где?”
Развивать понимание
предложных конструкций с
простыми предлогами: на, в,
под, за, из, с – упражнение
“Кто где?”.
Уточнять произношение
согласных звуков, развивать
правильное речевое
дыхание путем
произнесения на одном
выдохе нескольких
одинаковых слогов (ТА-ТАТА, ВА-ВА-ВАи др.) –
упражнение
“Попугайчик”.
Закреплять умение
образовывать форму
повелительного наклонения
глаголов – упражнение
“Воробышки” (сиди, иди,
беги, спи и т.д.).
Обучать употреблению
личного местоимения с
предлогом – упражнение
“У меня”.
Развивать сильный плавный
направленный выдох,
активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Перышко,
лети!”
Продолжать учить
проговаривать
Развивать подражание
движениям взрослого,
общую моторику и
понимание речи –
подвижная игра
“Птички”
Развивать мелкую
моторику рук,
подражательность,
понимание речи пальчиковая игра
“Ворон”.
Развивать зрительное
внимание, учить быстро и
самостоятельно находить
одинаковые предметы –
упражнение “Найди двух
одинаковых птичек”.
Развивать координацию
речи сдвижением –
чужую речь – сказка
звукоподражания,
“Колобок”. Обучать
вырабатывать правильное
пониманию вопросов по
речевое диафрагмальное
прочитанной сказке со
дыхание, уточнять
зрительной опорой.
произношение звуков:
У-у-у воет волк,
Учить по инструкции
Э-э-э рычит медведь,
логопеда узнавать и
Ф-ф-ф-ф – фыркает ёжик,
правильно показывать диких
животных – игра “Лото”.
Развивать подражание
движениям и речи взрослого,
Закреплять умение
повторять аморфные слова
выполнять простые действия
ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ –
типа: покажи белку (зайку,
игра “Ёжик”.
лису, и т.д.), возьми мишку,
дай мне лису.
Уточнять произношение
гласных и согласных звуков,
Развивать слуховое
учить составлять
внимание, восприятие и
предложения:
дифференциацию на слух
Папа, ау! Мама, ау! Тетя, ау!
различного типа звучания
Нина, ау! Бык.
одного музыкального
инструмента – д/и “Мишка
и зайчик”.
2.
32
Дикие
животны
е
подвижная игра “Мишка
косолапый”.
Развивать тонкую
моторику рук,
подражательность,
понимание речи пальчиковая игра
“Серенький зайка”.
Развивать зрительное
внимание, мелкую
моторику, конструктивный
праксис – игра с
разрезными картинками.
Учить запоминать и
раскладывать картинки в
заданной
последовательности (2-3
картинки).
Уточнять и расширять
Развивать подражание
Развивать координацию
пассивный предметный
движениям и речи взрослого,
речи сдвижением –
словарь по теме “Дикие
повторять аморфные слова
подвижная игра
животные” - д/и “У кого
ПИФ-ПИФ-ПАФ – игра
“Заиньки”.
картинка?”
“Охотник”
Развивать тонкую моторику
Учить отгадывать предметы Учить произносить слова
пальцев и кистей рук,
по словесному описанию.
слоговой структуры первого
подражательность,
Учить понимать
грамматические категории
числа существительных и
глаголов и вопросы к
ним: что делает? что
делают?
Обучать пониманию
пространственных
отношений двух предметов,
выраженных
предлогами: на, в, под,
около – упражнение
“Белочка и грибы”.
Развивать речевой слух,
умение внимательно
слушать слова – д/и
“Правильнонеправильно?”
3.
Транспо
рт
33
Учить по инструкции
логопеда узнавать и
правильно показывать
транспорт (машину, поезд,
пароход, самолет) – игра
“Лото”.
Закреплять умение
выполнять простые
действия типа: покажи
машину (самолет, пароход,
типа – двухсложные слова из
открытых слогов,
упражнение “Кого ты видел
в зоопарке?”
понимание речи –
пальчиковая игра
“Ёжик”.
Развивать подражание
движениям взрослых,
общую моторику –
упражнение “Угадай, кто
я такой!”
Развивать зрительное
внимание – упражнение
“Помоги ёжику найти
дорожку до грибочков”.
Учить определять лишний
предмет из представленного
ряда – игра “Четвертый
лишний”.
Развивать подражание
движениям и речи
взрослого, уточнять
произношение гласных и
согласных звуков,
вырабатывать правильное
речевое диафрагмальное
дыхание: – игра “Ехалиехали”:
У-у-у – летит самолет,
Развивать координацию
речи с движением –
подвижная игра
“Самолет”.
Развивать движения кистей
рук, подражание
движениям рук взрослого,
понимание речи –
пальчиковая игра
“Поехали-поехали!”
4.
34
транспо
рт
поезд), возьми машину,
покатай машину.
Обучать пониманию
пространственных
отношений двух предметов,
выраженных
предлогами: на, за, около,
от, из – упражнение “Что
где?”
Развивать речевой слух,
умение правильно
воспринимать и
дифференцировать слова –
упражнение “Найди
картинку” (парные
картинки).
Развивать слуховое
внимание, восприятие на
слух различных
транспортных шумов – игра
“Звуки улицы”.
Ы-ы-ы – плывёт пароход,
Би-би-би – едет машина,
Ту-ту - сигналит паровоз
Чу-чу – едет паровоз.
Развивать сильный плавный
направленный выдох,
активизировать губные
мышцы – дыхательное
упражнение “Плыви,
кораблик!”
Развивать зрительное
внимание, мелкую
моторику, конструктивный
праксис – игра с
разрезными картинками.
Закреплять знания 4-х
основных цветов – д/и
“Разноцветный
транспорт”.
Закреплять умение
проводить волнистые
линии – упражнение
“Проведи машинки по
дорожкам”.
Уточнять и обогащать
словарь по теме,
продолжать формировать
обобщающее понятие
“транспорт”.
Расширять экспрессивный
словарь по теме (части
Развивать правильное
речевое дыхание путем
произнесения на одном
выдохе нескольких
одинаковых слогов (БИ-БИБИ, ТУ-ТУ-ТУ-ТУ) – д/и
“Веселое путешествие”.
Развивать координацию
речи с движением –
подвижная игра
“Машины”.
Развивать движения кистей
рук, подражание
движениям рук взрослого,
машины).
Обучать пониманию
вопросов, заданных по
сюжетным картинкам.
Продолжать учить понимать
грамматические категории
числа существительных и
глаголов – лото “Один много”.
Развивать речевой слух,
умение внимательно
слушать слова – игра
“Правильно неправильно”.
35
Учить составлять
предложения:
Это Вова. У Вовы би-би.
Вова, дай би-би. Мама, на
би-би. Папа, на би-би. Тетя,
на би-би. Гуди.
Развивать сильный плавный
направленный выдох,
активизировать губные
мышцы – дыхательное и
голосовое упражнение
“Машинка”
Учить произносить слова
слоговой структуры первого
типа – двухсложные слова
из открытых слогов,
упражнение “Выполни
команду”
понимание речи –
пальчиковая игра
“Поехали-поехали!”
Развивать зрительное
внимание, мелкую
моторику, конструктивный
праксис – игра с
разрезными картинками.
Закреплять знания 4-х
основных цветов – д/и
Разноцветный
транспорт”.
Развивать зрительное
внимание – игра “Найди
пару каждой машинке”.
Формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников:
Выступления на родительских собраниях
Индивидуальные консультации
Групповые консультации
Организационный раздел.
Материально-технические средства необходимые для реализации
программы:
-столы, стулья, магнитная доска, магниты, мольберт,
-индивидуальные зеркала,
- иллюстрации к сказкам: «Три медведя», «Колобок»,
- дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания
(свистки, свистульки, дудочки, сухие листики и т.п.),
- игрушки для уточнения произношения в звукоподражаниях,
- предметные
картинки
для
уточнения
произношения
в
звукоподражаниях,
- предметные картинки для уточнения произношения гласных и
согласных раннего онтогенеза,
- крупные предметные картинки по изучаемым лексическим темам,
- простые сюжетные картинки по лексическим темам - небольшие
игрушки и муляжи по изучаемым темам
- картотека предметных картинок по лексическим темам
- разрезные картинки,
-музыкальные инструменты,
-мячи для проведения физминуток.
- дидактические пособия:
1. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
2. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа. СПб.,
2015г.
3. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Ранний возраст. СПб., 2016г.
4. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего
дошкольного возраста. СПб., 2008г.
36
Календарный учебный график.
Начало
обучения
01.10.2025
Окончание Количество Количество Длительность
Объём
обучения
недель
занятий в
занятия
недельной
неделю
нагрузки
30.04.2025
28
1
20
20
Диагностический инструментарий.
При
проведении
обследования
используется
следующий
диагностический инструментарий:
1. «Альбом для логопеда» О.Б.Иншаковой.
«Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической
работы в условиях дошкольного образовательного учреждения
Речевая карта.
Ф.И.____________________________________________________________________
__
Дата рождения____________________________________________________________
Беседа
Как тебя зовут? ___________________________________________________________
Сколько тебе лет?_______________________________________________________
С кем ты живешь?_________________________________________________________
Где
ты
живешь?___________________________________________________________
Как зовут твоих родителей?________________________________________________
I.
Исследование неречевых психических ф-ций.
1. Состояние речевого аппарата.
1.1.
Губы
(толстые,
тонкие,
неполное
смыкание
губ)______________________
1.2.
Зубы (мелкие, крупные передние, отсутствие, вне челюстной
дуги)_______________________________________________________________
__
1.3.
Прикус
(прогения,
прогнатия,
открытый,
открытый
боковой)____________________________________________________________
__
1.4.
Язык (излишне толстый, излишне узкий, укороченная подъязычная
связка)_____________________________________________________________
__
37
1.5.
__
Нёбо__________________________________________________________
2. Состояние голосовых ф-ций.
2.1.
Сила
голоса
(нормальный,
громкий,
чрезмерно
тихий)__________________
2.2.
Тембр
(носовой
оттенок,
монотонный
голос)__________________________
3. Просодика.
3.1.
Темп
(нормальный,
ускоренный,
замедленный)_______________________
3.2.
Ритм (норма, аритмия) _________________________________________
3.3.
Интонация_____________________________________________________
__
4. Мимическая мускулатура и оральный праксис.
Движения
Замена, объём, точность, активность/заторможенность, мышечный
тонус, синкинезии, тремор, девиация, саливация, переключаемость,
истощаемость,
неправильное
воспроизведение,
состояние
носогубной складки, гипо-, гиперметрия.
4 года
5 лет
6+ лет
Поднять брови
Нахмуриться
«Толстячок»
«Худышка»
«Толстячок»/
«Худышка»
«Лопаточка»
«Иголочка»
«Лопаточка»/
«Иголочка»
5. Общая моторика.
4 года
5 лет
Игра с мячом
Попрыгать на одной
ноге/двух ногах
Похлопать в ладоши
и
попрыгать
одновременно
38
6+ лет
6. Мелкая моторика.
4 года
5 лет
6+ лет
«Пальчики
поссорились»/
«Пальчики помирились»,
5-6 раз
Поочерёдно поднимать больше
пальцы
обеих
рук,
указательные и т.д. 5-6 раз
II.
Исследование фонетической стороны речи.
1. Звукопроизношение (альбом)
4 года
5 лет
6+ лет
С
С`
З
З`
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Р
Р`
Л
Л`
J
М
Н
Б
Д
В
К
К`
Г
Г`
Х
Х`
2. Звуко-слоговая структура.
Хлеб
Лекарство
39
Мостик
Скворечник
4
5
года Капуста
лет Сковорода
Дружба
Велосипед
Свисток
Сквозняк
Сыворотка
Парикмахер
6
6
Сухофрукты
Комбинезон
лет Простокваша
лет Инструменты
4
года
Ребята
слепили
снеговика_____________________________________________
5
лет
Водопроводчик
чинит
водопровод________________________________________
Волосы
подстригают
в
парикмахерской____________________________________
6
лет
Регулировщик
стоит
на
перекрёстке_______________________________________
Экскурсовод
проводит
экскурсию_________________________________________
III. Исследование фонематической стороны речи.
1. Фонематическое восприятие.
1.1.
Повторение слогов с оппозиционными звуками.
4 года па-ба
ба-на
ва-та
та-да
мя-ма
на-га
та-на
га-да
ка-га
5+ лет ба-ба-па
та-да-та
га-ка-га
ба-бяба
са-ша-са
жа-за-за
ча-ща-ча
за-саза
1.2.
Показать
картинки
с
заданным
звуком
(альбом
стр.
63)_________________
1.3.
Услышать
слово
с
заданным
звуком
(альбом
стр.
65)___________________
1.4.
Подобрать пары картинок к словам паронимам (альбом стр. 67,
69)_____________________________________________________________
2. Фонематический анализ и синтез.
4
года
Есть
ли
звук
Р
в
слове:
бобы,
горох,
капуста,
помидор_____________________
5 лет Назови первый звук в словах: облако, иглы, аист, удочка._________________
6+ лет Какой первый звук в слове: мак, дом, ночь, кошка.______________________
Назови все звуки в слове МАК__________________________________________
40
Сколько
звуков
в
слове
СУП?____________________________________________
Составь
слово
из
звуков
Д,
О,
М_________________________________________
3. Фонематические представления.
6+ лет Придумай название любой ягоды, которое бы начиналось на звук
М______________________
Одежды
на
звук
К____________________________________________________
IV. Лексика.
1. Номинативный словарь. Уровень классификаций.
1.1.
Назови картинки. Назови их одним словом (альбом стр. 129)
4
года
____________________________________________________________________
5
лет
_____________________________________________________________________
6+
лет
____________________________________________________________________
1.2.
Назови
4
года
животных:___________________________________________________________
игрушки:___________________________________________________________
5
лет
птиц:_________________________________________________________________
посуду:________________________________________________________________
6+
лет
фрукты:_____________________________________________________________
мебель:______________________________________________________________
1.3.
Назвать предмет по описанию действий.
Где
смотрят
спектакли?_____________________________________________________
Где
живёт
скворец?_________________________________________________________
Где
зимой
спит
медведь?____________________________________________________
2. Предикативный словарь.
41
2.1.
Назвать действие по предъявленному предмету (альбом стр. 189, 191,
193)________________________________________________________________
__
2.2.
Назвать слова, обозначающие крики животных.
Корова мычит, а лошадь - ____________________, свинья - _____________________,
курица - ________________________, собака - ________________________, кошка _____________________, ворона - ______________________, лягушка _______________________.
2.3.
Назвать действия людей различных профессий.
6+ лет Маляр красит, а портной - ______________________, врач ________________________, парикмахер - ________________________, тракторист ____________________________.
3. Атрибутивный словарь.
3.1.
Названия цветов.
4 года Основные цвета (альбом стр.
201)________________________________________
5+
лет
Оттенки
цветов
(альбом
стр.
203)________________________________________
3.2.
Употребление относительных прилагательных (альбом стр. 207)
5 лет (альбом стр. 207)
Какой
хвост
у
белки?_______________________________________________________
Какой
стакан?__________________________________________________________________
__
Какой
ёжик?___________________________________________________________________
__
6 лет (альбом стр. 211)
Из
чего
сделан
предмет?
Шкаф_______________________,
чашка_____________________________, шапка______________________________,
машина______________________________________.
3.3.
Антонимы. Скажи наоборот:
5 лет Широкий - ______________________________
Умный - ________________________________
Чистый - ________________________________
6 лет Весёлый - ________________________________
Сухой - __________________________________
Худой - ___________________________________
42
Грамматический строй речи.
1. Понимание обращённой речи.
4 года Выполнить инструкцию из 2-х заданий:
- достань ручку и положи её на тетрадь _____________________
- положи линейку на
тетрадь___________________________________________
5 лет Понимание предлогов (альбом стр. 233)
Покажи где: кот идёт к дому______________________________________
Кот в доме___________________________________________
Кот перед домом_________________________________________
Кот за домом____________________________________________
Кот на крыше___________________________________________
6 лет Понимание предложений с причинно-следственной связью.
Петя ударил Вову. Кому было
больно?______________________________________________________
Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было
раньше?_________________________________________________________________
_
2. Словоизменение.
2.1. Согласование падежных окончаний (альбом стр. 237-247)
4 года
5 лет
6+ лет
И Кто это?
Р Стол без чего?
Д Девочка даёт корм
кому?
В Мальчик нарисовал
кого?
Т Мальчик работает
чем?
П Девочка мечтает о
чём?
2.2.Согласование прилагательных с существительными, изменение по родам
(альбом стр. 249)
Назови, какой по цвету этот предмет
4 года
5 лет
6+ лет
Майка
Флаг
Полотенце
V.
43
2.3.Изменение существительных по числам (альбом стр. 261)
4 года
5 лет
6 лет
1
2
7
2
7
2
7
Тетрадь
Карандаш
Яблоко
3. Словообразование.
3.1.Образование существительного с уменьшительно-ласкательным суффиксом
(стр. 265)
4 года
5 лет
6+ лет
Ключ – ключик
Пуговица –
пуговичка
Звезда - звёздочка
3.2.Образование прилагательных от существительных.
6+ лет Из чего сделано? Дерево – деревянный, бумага - ______________________,
железо - __________________, глина - _____________________, снег ________________________.
3.3.Образование названий детёнышей животных.
4 года у кошки - _________________, у утки - ___________________, у лисы ____________________
5 лет у зайца - __________________, у белки - ___________________, у медведя _________________
6 лет у коровы - _________________, у лошади - _________________, у собаки ___________________
VI. Связная речь.
4 года Составь рассказ по картинке (стр. 273)
________________________________________________________________________
_
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
______
5-6+ лет Составь рассказ по серии картинок (стр.
75)_____________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
44
________________________________________________________________________
________
Оценка состояния связной речи:
1. Самостоятельность (самостоятельно без помощи логопеда, по наводящим
вопросам, отсутствие самостоятельного рассказа)
2. Характеристика предложений (простые нерапространённые, простые
распространённые, сложные предложения)
3. Количество предложений в рассказе.
Логопедическое
заключение:______________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
______________
Дата__________________________________
Логопед_______________________________________
Программно-методическое оснащение.
1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду.
Средняя группа
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.
–
М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение,
1991.
4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры
ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.
5. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить: коррекционные
занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д»,
2007.
45
6. Громова. О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей
3-4 лет. М., 2007г.
7. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.В. Логопедия. Преодоление
общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: изд-во ЛИТУР,
2000.
8. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,
пальчиковой гимнастики. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
9. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Младшая логопедическая группа. СПб.,
2015г.
10.
Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Ранний возраст. СПб., 2016г.
11.
Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего
дошкольного возраста. СПб., 2008г.
12.
Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Одежда.
Посуда.
Продукты питания. – М.: Айрис-пресс, 2008.
13.
Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Домашние
животные и птицы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
14.
Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года.
Лес. Грибы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
15.
Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в
процессе дидактических игр. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
16.
Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию
связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера. 2008.
17.
Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей
группе для детей с речевым недоразвитием. М.,2006г.
18.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.:
«Просвещение», 1989
46