0
Оглавление
Ι.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.Пояснительная записка…………………………………………………. 2-8
2.Возрастные особенности усвоения программного материала (приложение)……………………………………………………………. 22-24
ΙI. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1.Учебный план…………………………………………………………….9
2.Содержание обучения……………………………………………………10-15
3.Формы работы с родителями……………………………………………….16
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
1.Календарный учебный график…………………………………………….17
2.Диагностический инструментарий ……………………………………18-20
3.Программно-методическое обеспечение ……………………………… 21
1
Ι.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы,
так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка,
необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и
навыки . Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться
быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку
переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в
условиях школьного обучения.
Подготовка детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет) к школьному
обучению является одной из важнейших задач современного образования. В
условиях динамично развивающегося общества и усложняющихся требований к личностным и интеллектуальным качествам будущих первоклассников
возрастает значимость качественной предшкольной подготовки.
Программа «Тропинка к школе» направлена на создание условий для всестороннего развития ребенка, формирования у него готовности к успешному
освоению школьной программы. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы и потребности, а также требования ФГОС дошкольного образования и начального общего образования.
Новизна данной программы заключается в её комплексном и интегративном подходе, который сочетает традиционные методы обучения с современными технологиями и инновационными формами работы. Особое внимание
уделяется формированию учебной мотивации и индивидуализации обучения.
Программа включает практико-ориентированные задания, игровые технологии и активное взаимодействие с родителями, что позволяет максимально
эффективно подготовить ребёнка к успешному обучению в школе.
Программа отличается комплексным подходом к развитию ребенка. Она
сочетает в себе образовательные, развивающие и воспитательные компоненты, что позволяет обеспечить гармоничное развитие личности ребенка.
Особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД), которые являются основой успешного обучения в школе. Программа также учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, что
позволяет адаптировать содержание занятий под его потребности и возможности.
Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас предметных и метапредметных знаний
2
необходимых для обучения в школе. Дополнительная образовательная программа разработана на основе авторских программ Л. Е. Журовой
«Подготовка к обучению грамоте», М. А. Беженова «Весёлая математика» в
соответствии с основными нормативно-правовыми документами.
Актуальность
Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного
обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Нормативно-правовой основой для разработки Программы являются следующие нормативно правовые документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции;
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам",
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный №
61573);
Направленность программы (краткое описание программы):
Данная программа педагогически целесообразна, так как при её
реализации дети получают достаточный запас предметных и метапредметных знаний необходимых для обучения в школе. Дополнительная образовательная программа разработана на основе авторских программ Л. Е. Журовой
«Подготовка к обучению грамоте», М. А. Беженова «Весёлая математика» в
соответствии с основными нормативно-правовыми документами.
В программе кружка учтены требования ФГОС ДО к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения Программы.
Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению в школе.
Структура обучающего процесса чтению по методике
Программа
состоит
из
двух
блоков.
Первый блок - включает в себя развитие речи и обучение грамоте,
второй блок - развитие математических представлений и логики
Основные задачи, которые будут решаться при реализации данной программы:
Цель первого направления: формирование элементарных навыков чтения
Задачи первого направления:
учить определять место звука в слове в трёх позициях (в начале, в
3
середине, в конце слова);
учить называть слова с заданным звуком;
формировать умение интонационно выделять любой согласный звук в
слове;
формировать умение проводить звуковой анализ слова;
учить определять количество слов в предложении и составлять
предложение;
обучать правильному слоговому чтению с постепенным переходом к
чтению целыми словами.
Цель второго направления: формирование элементарных математических
представлений и связанных с ними логических операций.
Задачи второго направления:
учить на наглядной основе составлять и решать простые
арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач
пользоваться знаками действий;
учить рисовать символические изображения предметов из
геометрических фигур в тетради в клетку;
дать элементарные представления о времени: его периодичности,
необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен
года;
учить различать длительность отдельных временных интервалов,
регулировать свою деятельность в соответствии со временем;
учить определять время по часам с точностью до часа;
учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию,
анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных
связей и зависимостей;
учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух
меньших большее (на наглядной основе);
познакомить с составом числа второго десятка;
учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и
предыдущее число к названному числу, определять пропущенное
число.
Данная рабочая программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября месяца по апрель месяц), что составляет 4 занятия в месяц по 30 минут
каждое.
Занятия
проходят
1
раза
в
неделю.
Цель программы: подготовка детей старшего дошкольного возраста
к обучению в школе через развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных навыков.
Задачи:
1.Обучающие: формировать у детей предпосылки учебной деятельности
(умение слушать, выполнять инструкции, работать в группе).
Формировать элементарные математические
представления.
4
2. Развивающие: развивать речь, внимание, память, мышление и
воображение. Развивать мелкую моторику рук и графические
навыки.
3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность,
ответственность, умение адаптироваться к новым
условиям.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуального подхода
- Учет особенностей каждого ребенка: уровня развития, темперамента,
интересов, способностей.
- Создание условий для самореализации и поддержки индивидуальных
достижений.
- Адаптация учебных заданий и методик под потребности конкретного
ребенка.
2. Принцип развивающего обучения
- Формирование у детей не только знаний, но и умений, навыков и
универсальных учебных действий (УУД).
- Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления,
воображения).
- Стимулирование самостоятельного поиска решений и творческого
подхода к выполнению заданий.
3. Принцип системности и последовательности
- Построение занятий в логической последовательности, от простого к
сложному.
- Взаимосвязь всех компонентов программы (познавательного,
речевого, физического, социального развития).
- Обеспечение преемственности между дошкольным и школьным
этапами образования.
4. Принцип наглядности
- Использование наглядных материалов (картинок, схем, моделей) для
лучшего понимания и усвоения информации.
- Привлечение дидактических игр, мультимедийных средств и
интерактивных технологий.
- Опора на чувственный опыт ребенка (зрительный, слуховой,
тактильный).
5. Принцип активности и самостоятельности
- Включение детей в активную деятельность через игры, практические
задания и проекты.
- Развитие умения самостоятельно выполнять задачи и принимать
решения.
- Поддержка исследовательской и творческой активности.
6. Принцип игрового обучения
- Использование игровых методик как основного способа организации
деятельности детей.
5
- Преобладание игровых форм работы, которые способствуют
снижению утомляемости и повышению мотивации.
- Обучение через сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.
7. Принцип сотрудничества
- Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и поддержки.
- Формирование навыков совместной деятельности, умения работать в
группе.
- Взаимодействие педагога, ребенка и родителей для достижения
общих целей.
8. Принцип учета возрастных особенностей
- Соответствие содержания и форм работы возрасту и уровню развития
детей 5–7 лет.
- Учет эмоциональной и физической утомляемости детей при
планировании занятий.
- Опора на игровые и практические виды деятельности, характерные
для данного возраста.
9. Принцип гуманизации
- Уважительное отношение к личности ребенка, его интересам и
потребностям.
- Создание благоприятного психологического климата на занятиях.
- Формирование положительной самооценки и уверенности в своих
силах.
10. Принцип здоровьесбережения.
- Минимизация нагрузки на зрение, слух и опорно-двигательный
аппарат детей.
- Чередование различных видов деятельности (игровой, двигательной,
познавательной).
- Использование физкультминуток, дыхательных упражнений и других
здоровьесберегающих практик.
11. Принцип практической направленности
- Формирование у детей практических навыков, необходимых для
успешного обучения в школе (письмо, чтение, счет).
- Применение полученных знаний в реальных жизненных ситуациях.
- Организация экскурсий, наблюдений за окружающим миром и
творческих проектов.
12. Принцип воспитательной направленности
- Формирование нравственных качеств (доброжелательности,
ответственности, организованности).
- Развитие коммуникативных навыков и культуры общения.
Воспитание любознательности, стремления к познанию и
самостоятельности.
Педагогические принципы программы «Шаг в школу» обеспечивают
комплексный подход к развитию ребенка, создают условия для его
всестороннего развития и формирования готовности к школьному обучению.
6
Реализация этих принципов позволяет сделать образовательный процесс
эффективным, интересным и доступным для детей старшего дошкольного
возраста.
Отличительные особенности программы: отличительной особенностью
данной программы является то, что структура занятия позволяет решать обозначенные в программе задачи комплексно. Уровень освоения программы зависит от общей суммы знаний и навыков.
Планируемые результаты освоения программы: все планируемые результаты носят ориентировочный характер.
К концу обучения по данной программе у детей формируются:
• психологическая готовность к обучению – интерес и потребность в познании нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память – зрительная, слуховая, двигательная, логическое мышление, способность к волевым усилиям;
• предпосылки учебных умений и навыков – чтение, развитый
фонематический слух, грамотная речь, математические представления –
прямой и обратный счет, умение пользоваться количественными и
порядковыми числительными, навык решения примеров и задач, умение
ориентироваться на плоскости с клеточной основой, графика письма;
развиваются:
• воображение
• фантазия
• ассоциативное восприятие
• сообразительность.
Организация проведения занятия: Для успешного усвоения материала
занятия проходят в игровой форме. Материал подобран с учетом возрастных
особенностей и потребностей дошкольников.
Структура занятия:
1. Использование игровых методов: игры, загадки, ребусы помогут детям
легче усвоить материал.
2. Индивидуальный подход: учитывать особенности каждого ребенка.
3. Визуализация: использовать карточки с буквами, картинки, схемы.
4. Регулярное повторение: важно закреплять изученный материал через
повторение.
5. Работа с родителями: информировать родителей о прогрессе детей и давать
рекомендации для домашних занятий.
Методы и приемы: в программе предусмотрены следующие формы
обучения:
- беседа;
- практические подгрупповые занятия;
- игровые приемы;
- дидактические игры и задания;
- игровые упражнения.
Реализация программы осуществляется посредством разнообразных
методов обучения:
7
- монологический;
- диалогический;
- объяснительно-иллюстрационный.
ΙI. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
8
Учебный план
№
Название
раздела/темы
1
Вводное занятие.
«Звуки гласные
прекрасные.».
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Количество часов
теория
практика
всего
1
1
2
Формы
контроля
1
1
2
педагогическое
наблюдение
опрос,
анализ
«Сонорные согласные»
«Формирование
и
закрепление
навыков счёта»
«Парные звонкие и
глухие согласные».
«Йотированные
гласные»
«Праздник числа»
«Добрый и сердитый
знак»
1
1
2
опрос
2
2
4
опрос
1
1
2
опрос
1
1
2
опрос
2
2
4
опрос
1
1
2
опрос
«Всегда твёрдые»
«Всегда мягкие»
1
1
2
опрос
1
1
2
опрос
Повторение и
закрепление
пройденного
материала
Представление
об
арифметической
задаче
«Понятие время»
Повторение и
закрепление
пройденного
материала.
Итого:
1
1
2
опрос
2
2
4
опрос
2
2
4
опрос
1
1
2
опрос
18
18
36
Содержание работы
9
Программа построена с учётом возрастных возможностей детей.
Большое внимание уделено решению логических задач - самостоятельное
определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее
не известных, но необходимых при проектировании, решении задач,
содержащих поисковые творческие элементы. Формирование
положительного отношения к учению достигается подбором занимательных
заданий и упражнений, позволяющих ребёнку через игровую деятельность
лучше усваивать сложный материал. Интересные сюжеты превращают
занятие в увлекательную игру. Игры помогают снять напряжение,
переключить внимание ребёнка с одного задания на другое. Динамические
переменки позволяют переключать активность детей. Занятия проходят в
игровой свободной форме. Дети сидят за столами лишь недолгое время,
необходимое на выполнение какого-либо конкретного задания, что с одной
стороны приучает их к дисциплине, с другой – не утомляет. Во время работы
необходимо дать посильную задачу, создать трудовую атмосферу,
вызывающие соответствующие положительные эмоции - всё это будет
способствовать хорошему усвоению материала, развитию логического
мышления, внимания, а также воспитание воли, привычки к умственному
труду. Игра должна быть средством достижения намеченной педагогической
цели, требовать для своего осуществления волевых усилий, упорного труда.
Тогда игра будет способом обучения воспитанника умению трудиться, и при
этом даже рутинная, скучная для детей работа покажется интересной. На
протяжении всех занятий, особенно на их начальном этапах, очень важно
следить за формированием правильной осанки детей. С целью выявления
успешности освоения материала итогом занятий является рефлексия.
Ведущей идеей первого направления данной программы является
выработка у детей умений ориентироваться в звуко - буквенной системе
русского языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к
чтению. Важнейшую роль играет анализ и синтез звуков. Здесь используется
артикулирование звуков, договаривание незаконченного слова, подбор слов с
изучаемым звуком и определение его места в слове, чтение слов по подобию,
наращивание гласных и согласных в начале и в конце слова, присоединение
согласной от первоначального слова ко второму, замена одного звука в слове
другим, чтение анаграмм и др. Последовательное усвоение понятий «звук»,
«слог», «буква», «слово», «предложение» в различных игровых упражнениях
формирует у ребенка осознание речи, ее произвольности. Хорошо развитый
фонематический слух - существенная предпосылка правильного чтения и
письма. Печатание в тетради букв, слогов, слов, предложений, как по
образцу, так и выполняя задания: «Допиши слово», «Допиши предложение»,
«Напиши предложение из прочитанных слов» вносит осмысленность в
процесс овладения чтением и, кроме того, развивает мелкую моторику рук.
Ведущей идеей второго направления программы является развитие
познавательного интереса к математике через ознакомление детей с
различными областями математической действительности. Математика
10
способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого
воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и
его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического
мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно
излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и арифметических
действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических
действий с различными группами предметов. У детей формируется понятие
об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается
соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими
или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета
предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла
действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с
решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием).
Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям педагога. Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности.
Все
занятия проходят в игровой форме с использованием яркого и разнообразного дидактического материала.
№ заняТема
тия
Вводное заня1
2
3
тие 1 а.ч.
Техника
безопасности
на
занятиях.
«Экскурсия в
прошлое
«Звуки (А, О,
У, И,
Э, Ы,)
«Согласные
Теория
Техника безопасности. Цели и задачи
программы.
Практика
Контроль
Практическое задание педагона диагностику спогичесобностей ребенка,
ское
групповое практиченаблю
ское задание.
дение
Определение позиции звука в слове.
Выделение первого
и последнего гласного
звука (ОсЫ, АвтобусЫ, УдочкА,
ИголкА…). Выделение ударного
гласного
в словах (посУда,
Ослик, картИны..)
Определение наличия либо отсутствия
в
словах гласного
звука (А, У, И, О).
Д/и «Разложи картин- опрос
ки к символам».
Закрепление артикуляции гласных звуков
и
их зрительными символами.
Рисование и раскрашивание букв (А, О,
У,
И, Э, Ы,) Анализ сочетаний из двух
гласных (АУ, УА, ИА)
Звук и буква «Л»
Игры: «Договори по-
11
опрос
звуки
(Л, Р, М, Н)»
Характеристика
звука
«Л» Проговаривание чистоговорок.
Аналогично со звуками (Р, М, Н)
4
«Счёт. Нумерация.
Понятия: первый,
предыдущий,
последующий,
между, соседи
числа»
«Формирование и
закрепление
навыков счёта»
5
«Звуки (Б, П, В,
Ф,
Г, К, Д, Т, З, С,
Ж,
Ш)»
«Парные звонкие
и
глухие согласные»
6
«Звуки (Е, Ё,
Ю,
Я)
«Йотированные
гласные»
12
следний звук».
Составление слогов и
слов из букв
разрезной азбуки с
заданным звуком.
Печатание букв в тетради
Д/ и «Пять кружков»,
«Бом», подвижная
игра с мячом «Пять
имён», «Кто за кем?»,
«Хватит ли стульев»
«Путаница». Счёт на
слух упражнение
«Курочка и цыплята».
Словесная игра «Концовки», «будь внимателен
Д/и «Продолжи словечко» (ка…, ко…,
ку……, ки…)
Д/и «Продолжи словечко» (га…, го…,
гу…,
ги…). Аналогично поводиться игра со
всеми парными согласными
Составление слогов и
слов из букв
разрезной азбуки с
заданным звуком.
Печатание букв в тетради.
Звук и буква «Я» Характеристика звуков
«Я» Д/упр. «Скажи
наоборот» (парные
гласные); «Эхо»,
«Определи наличие и
место звука Я в слове». Печатание букв в
тетради. Чтение слогов, слов: яма, Яна,
Яша, мята.
Звук и буква «Ю» Характеристика звука
«Ю». Словесная игра
«Эхо», «Определи
наличие и место звука
Ю в слове».
Печатание букв в тет-
опрос
опрос
опрос
7
«Праздник
числа»
«Понятия: больше,
меньше, столько
же, Знаки +, -, <,>,
=. Связь сложения
и вычитания»
8
Знакомство с
разделительным
«Ъ» и «Ь» знаками
Всегда твёрдые,
мягкие.
«Звуки (Ж, Ц, Ш)
«Звуки (Й, Ч, Щ)
9
«Читай-ка»
Повторение и
закрепление
пройденного
материала
13
ради. Чтение и звуко буквенный анализ
слогов, слов; юнга,
Юра, юла.
Аналогичные задания
проводятся со
звуками «Е», «Ё».
Упражнять детей в
счёте и поиске
закономерностей.
Упражнение «Весёлый
счет». Задачи на поиск закономерностей.
Д/и «Молчанка», «Кто
быстрее».
Подвижная игра «
Хлопки», С к а з к а
«Числовой отрезок»
Развивать координацию движений в
системе «глаз-рука»,
мелкую моторику
рук. Зрительный диктант «Кто
внимательней». Графический диктант.
Развивать фонематический слух.
Познакомить с буквами «Ь», «Ъ» Д/упр.
«Ответь на вопросы»;
«Какие гласные дают
мягкость согласному
звуку?», Преврати
слова- предметы в
слова- действия.
Печатание буквы «Ь»,
«Ъ». Учить
составлять слоги и
слова из букв разрезной
азбуки: уголь, ель,
мель, пыль, зверь.
(подъезд, объявление,
объезд)
Д/упр. «Слоговые часы»
Закрепление полученных навыков
Определение количества слогов в словах
опрос
опрос
опрос
10
«Составление и
решение задач».
Представление об
арифметической
задаче.
11
«Понятие
время»
Знакомство с часами.
14
(одного, двух и трех)
Д/и «Заселим домики», «Паровозик»
Работа со схемой слова, определение
позиции звука в словах
Синтез звукосочетаний, коротких слов
«Викторина «Веселая
азбука» Разгадывание
ребусов, кроссворда.
Составление
предложений с предлогами по
предложенной схеме.
Учить детей составопрос
лять и решать
арифметические задачи. Искать решение
логических задач.
Словесная игра «С
кого
начинать?», Задачи в
стихах, задачи- шутки
Д/и «Думай, считай,
отгадывай!», Сказка
«Единица-озорница».
Д/и «Расставь
знаки»
Дать элементарные
опрос
представления о
времени: его периодичности,
необратимости, последовательности всех
дней недели, месяцев,
времен года. Д/и
«Что за чем». Подвижная игра «Называя
дни недели»
Учить пользоваться в
речи словами понятиями: сначала,
потом, до, после,
раньше, позже.
Учить различать длительность отдельных
временных интервалов, регулировать
свою
12
«Считай-ка».
деятельность в соответствии со временем.
Учить определять
время по часам с
точностью до часа.
Д/и «Часы», «Который
час?»
Закрепление полученных навыков
Пословицы и поговорки о числах,
считалки. Крылатые
слова и выражения,
Упражнение на развитие логического
мышления «Магия
чисел», Д/и «Цифры
поссорились», «Победи динозавра»,
«Десять весёлых ребят», «Живые цифры»,
«Математические бусы».
Повторение и
закрепление
пройденного
материала.
опрос
Формы работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
Предусмотрены различные формы работы:
1) информационные;
2) аналитические;
3) познавательные.
1. Информационные формы включают:
- стенды с литературой для родителей;
- открытые занятия.
2. Аналитические формы включают:
- анкетирование с целью анализа социального запроса родителей,
режима дня детей в выходные и праздничные дни;
- заполнение родителями карт наблюдений за развитием детей.
3. Познавательные формы быть реализованы в рамках «Семейного
15
клуба» и включают:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации со специалистами (психологом,
логопедом)
- лекции, внимание в которых должно быть уделено возрастным
особенностям развития, возрастным закономерностям, тактике
взаимодействия с детьми, имеющими
особенности развития, а также сотрудничеству родителей со
специалистами ДОО.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
16
Интерактивная доска.
Дидактическое обеспечение программы.
Инструменты и приспособления: доска магнитная, столы, стулья, мяч,
наборное полотно.
Наглядный материал: Алфавит, капельки, слоговая таблица, карточки.
Календарный учебный график
Возрастные
группы
Подготови
тельная
Количество
групп/
подгрупп
Начало обучения
Окончание
Обучения
Количество
недель
Количество
Занятий в
неделю
Длительность
занятия
1
01.09.2025
27.05.2025
36
1
30минут
Диагностический инструментарий
+ таблицы диагностики
Контроль результатов
- В начале года проводится входная диагностика для определения уровня
развития ребёнка.
- В конце года – итоговая диагностика для оценки достижений.
- Результаты заносятся в диагностическую карту.
Успешность овладения содержанием программы отслеживается c
помощью контрольно- измерительных материалов. Для оценки
результативности работы использовались элементы следующих
диагностических методик Н. М. Трубниковой, Е. П. Кольцовой, О. А.
Романович, Садчиковой H.
Диагностическая карта первого направления «Подготовка к
обучению грамоте».
№
№ Ф.И
ребёнка
Звуки
Понятие
Характе Поло-
Слоги
Поня17
Слого-
Буквы
Чтение
По
Со-
Чте
«звук»
ристи
ка звука
жения
звука
в слове
тие
сог
вой анализ слова
слогов
ня
тие
бук
ва
отнесе
ние
звука с
буквой
ние
Диагностическая карта второго направления «Математическое
развитие и развитие логики дошкольника».
№ ФИО
Навыки счета
Представление о б арифметической задаче
ребёнка
Счёт,
нумерация.
Понятия:
первый,
предыдущий,
последующий
, между,
соседи числа
Понятия:
больше,
меньше,
столько
же,
Знаки <,
>,
Знаки +, -,
=.
Связь
сложения
и вычитания»
Составление
и
решение
задач
Решение логических задач
Сравнение,
классифика
ция, анализ
Ориентировка
На
листе
бумаги
Опре
деление
времени
Например: разложи картинки в два ряда: в первый со звуком «с», во
второй со звуком «ш», определи место звука в слове (сом, шапка, машина,
коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш)
Хлопни в ладоши столько раз сколько слогов в слове (дом, мама,
картина) Прочитай предложение (Мама мыла раму).
Диагностика уровня представлений детей о счете предметов и об их
упорядоченности Педагог выкладывает перед ребёнком круги с точками и
даёт ему задание: подумать и расположить эти круги в ряд по порядку.
Необходимо напомнить ребёнку о наличии точек, но не следует
подсказывать принцип упорядочивания.
Диагностика умений составлять и решать задачи на сложение и
вычитание Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 10,
математическими знаками. Инструкция к проведению Педагог предлагает
детям придумать задачу, «записать» её с помощью цифр и знаков. После
выполнения задания каждому из детей предоставляется возможность
рассказать свою задачу и объяснить, как он ее решил. Фиксируется
правильная формулировка задачи: наличие условий, вопроса; правильная
«запись» условия и решения задачи.
Данные заносятся с помощью знаков «+» или «-», что означает,
проявляется этот компонент или нет. Результаты мониторинга помогают
спланировать дальнейшую работу по возможной корректировке содержания
программы, а также индивидуальную работу с воспитанниками. Входной
мониторинг даёт объективную информацию, позволяющую определить
18
степень готовности ребёнка к обучению по данной программе.
Периодичность мониторинга – 2 раза в год, что обеспечивает возможность
оценки динамики достижений детей.
Динамика развития фиксируется в протоколе.
Уровень %
Начало года
Конец года
Динамика развития
Высокий
Средний
Низкий
Уровни развития детей
«Подготовка к обучению грамоте»
Низкий – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными
качественными характеристиками звуков и букв.
Средний - ребёнку нравиться выполнять задания. В работе может
допускать ошибки и исправлять их с небольшой помощью взрослого. Может
провести слоговой анализ.
Высокий – ребёнок активен и самостоятелен при выполнении заданий.
Определяет основные качественные характеристики звуков в слове.
Соотносит звук с буквой, составляет слоги, читает.
«Математическое развитие и развитие логики дошкольника»
Низкий – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными навыками
счёта. Испытывает большое затруднение в решении логических задач.
Ориентируется на листе бумаги только с помощью взрослого.
Средний - ребёнку нравиться выполнять задания. В работе может
допускать ошибки и исправлять их с небольшой помощью взрослого. С
небольшой помощью составляет и решает арифметические и логические
задачи. Ориентируется на листе бумаги в клеточку.
Высокий – ребёнок активен и самостоятелен при выполнении заданий.
Без помощи взрослого может составить и решить арифметическую задачу.
Сравнивает, классифицирует, анализирует. Хорошо ориентируется на листе
бумаги. Может определить время с точностью до часа.
Рекомендации по результатам диагностики
На основе анализа диагностической карты формулируются
рекомендации для родителей и педагогов:
- Усиление работы над определёнными направлениями (например, развитие
мелкой моторики или расширение словарного запаса).
- Индивидуальная поддержка ребёнка в трудных для него областях.
- Включение дополнительных развивающих игр и упражнений.
Диагностическая карта позволяет систематизировать информацию о
развитии ребёнка, оценивать его успехи и планировать дальнейшую работу.
Она является важным инструментом для педагогов и родителей в процессе
19
подготовки детей к школе.
Программно-методическое обеспечение
20
(список используемой литературы)
1. Венгер Л.А, Венгер А. Л. «Домашняя школа», М., «Знание», 1994г
2. Волина В. «Праздник букваря», М. «Аст-Пресс», 1995г
Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. «Путешествие по стране слов», М.,«Просвещение»,
1992г
3. «Развития мышления», серия «Домашняя школа», М. «ОНИКС», 2002г.
4. Севостьянова Е. О. «Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет»,
М.,
«Сфера», 2005г.
5. Тихомирова Л.Ф. Басов А.В. «Развитие логического мышления детей»,
Ярославль.
«Академия развития», 1998г.
6. Черемошкина Л.В. «Развитие памяти детей», Ярославль, «Акдемия развития», 1997г.
7. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» – М.: ТЦ Сфера, 2014. –
48 с.
8. Колесникова Е.В. «Я считаю до 20» - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
9. Колесникова Е.В. «Развитие звуко – буквенного анализа» - М.: Ювента,
2014. – 80 с.
10. Колесникова Е.В. «От А до Я» - М.: Ювента, 2014. – 64 с.
11. Н. М. Трубникова Структура и содержание речевой карты учебно –
методическое пособие
Урал, гос.пед. ун-т Екатеренбург 1998, 51 с
12. Е. П. Кольцовой, О. А. Романович Диагностика психофизических процессов и речевого
развития детей 6-7 лет
13. Садчикова H.JI. Сборник материалов для диагностики уровня сформированности
математических представлений у детей дошкольного возраста. - Самара:
МБУ ДО
«ЦВО «Творчество» г. о. Самара, 2015
Приложение.
21
Основные характеристики развития детей 5—6 лет
К 5-6 годам происходят существенные изменения структурнофункциональной организации обеспечивающие когнитивное развитие, и
определяются познавательные возможности детей.
Развитие речи. Завершается формирования правильного
звукопроизношения и фонетико-фонематического восприятия. Расширяется
словарный запас, совершенствуется интонационная выразительность речи,
лексико-грамматический монологическая и диалогическая речь. Ребёнок
учится пересказывать, составлять простой рассказ.
Внимание. В возрасте 5—6 лет начинается формирование
(избирательного) внимания, однако по-прежнему «регулятором»,
удерживающим внимание, является эмоциональная значимость стимула и
успех в деятельности.
Восприятие в 5—6-летнем возрасте переходит на качественно иной
уровень. Вероятность узнавания достигает 100%. Дети уже способны
создавать «мысленный эталон» объекта, причём по наиболее информативным
для данной задачи признакам. Эта способность облегчает конструктивную
деятельность ребёнка, позволяет начинать подготовку и обучение чтению.
Память. Избирательное восприятие, позволяющие ребёнку 5—6 лет
разделять и классифицировать предметы, становятся возможными прежде
всего потому, что развиваются и совершенствуются механизмы.
Мышление конкретное, наглядно-образное с элементами абстрактнологического. Дети 5—6 лет способны сравнивать, выделять сходство иразличие, делать простые выводы.
Основные характеристики развития детей 6—7 лет
Развитие зрительно-моторных координаций определяет способность
срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы,цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов.
Развитие речи характеризуется правильным произношением всех звуков
родного языка; способностью к простейшему звуковому анализу слов;
активным словарным запасом, равным 3,5—7 тысячам слов; грамматически
правильным построением предложения; умением самостоятельно пересказатьзнакомую сказку; умением составить рассказ по сюжетной картинке;
умениемсоставить рассказ по последовательным картинкам; способностью
отвечать навопросы и задавать их; умением выражать словами свои мысли,
чувства инамерения; способностью свободно общаться со взрослыми и
сверстниками(отвечать на вопросы, задавать вопросы); умением выразить
свою мысль;умением использовать союзы, предлоги и приставки, обобщающие слова,придаточные предложения; способностью передавать интонацией
22
различныечувства; умением рифмовать слова, составлять простые четверостишия.
Внимание. Быстро нарастает объём внимания, но продолжительность
ещё невелика: 10—15 минут; может концентрироваться не более чем на
одном-двух объектах одновременно; затруднено быстрое и чёткое
переключение с одного объекта или вида деятельности на другой;
формируется избирательное внимание.
Уровень развития зрительно-пространственного восприятия позволяет
детям 6—7 лет различать расположение фигур, деталей в пространстве и на
плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, справа —
слева и т. п.), опознание основано на выделении сложного признака, при
тренировке сокращается время опознания; различать и выделять простые
геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.) и сочетание фигур;
классифицировать фигуры по форме и величине; различать и выделять буквы
и цифры, написанные разным шрифтом; мысленно находить часть от целой
фигуры, достраивать фигуры по схеме, составлять фигуры из деталей (часто
затруднено); конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Память преобладает непроизвольная, продуктивность резко повышается
при активном восприятии; возможно произвольное запоминание, однако
значительно легче запоминаются наглядные образы, чем словесные
рассуждения. Ребёнок способен овладеть приёмами логического запоминания(смысловое соотнесение и смысловая группировка).
Совершенствование процессов внимания, восприятия, памяти
обеспечивает готовность ребёнка к обучению чтению.
Интеллектуальное развитие детей 6—7 лет в значительной степени
определяется тем, как рос и развивался ребёнок на всех этапах дошкольного
детства, в каких социокультурных условиях жил. Интеллектуальное развитие
— это не только запас сведений об окружающем мире, быте, жизни, которые
накопил ребёнок, это способность к систематизации и классификации
предметов, процессов, явлений, способность анализировать простейшие
причинно-следственные связи, самостоятельный интерес к новому,
наблюдательность, способность задавать вопросы.
Многие специалисты отмечают специфику социокультурной ситуации
развития современных дошкольников, которая характеризуется высокой
информационной нагрузкой и выраженным влиянием современных
информационных технологий, ограничением контактов со сверстниками,
снижением взаимодействия с родителями, исчезновением игры как ведущего
вида деятельности и неуклонным ростом сверхраннего обучения. Эти
негативные влияния на этапе дошкольного детства нарушают и даже тормозяти психологическое, и познавательное развитие, приводят к нарушениямфизического и психического здоровья, что становится особенно очевидным
встаршем дошкольном возрасте.
Организация деятельности: ребёнок способен к произвольной регуляции
поведения; способен проявить настойчивость, преодолевать трудности;
23
произвольная регуляция деятельности наиболее эффективна, если задача,
стоящая перед ребёнком, соответствует его возможностям; способен
организовать свою деятельность: воспринять инструкцию и по инструкции
выполнить задание; может планировать свою деятельность, а не действовать
хаотично, методом проб и ошибок, если понятно сформулированы цель и
задача действия.
24