Оглавление
1. Пояснительная записка…………………………………………………..3-8
2. Информационная карта программы…………………………………..…..9
3. Расписание организации занятий по программе «Инфологика»..…......10
4. Список детей………………………………………………………………11
5. Учебно-тематический план к программе «Инфологика»……...….........12
6. Примерный тематический план к программе «Инфологика»..…….13-14
7. Прогнозируемый результат…………………………...………………….15
8. Список литературы…………………………………………………...…..16
9. Приложение 1……………………………………………………………..17
10.Приложение 2……………………………………………………………..18
2
Пояснительная записка
Процесс
модернизации
современного
дошкольного
образования
ориентирован, прежде всего, на становление и развитие
личности
дошкольника. Вопрос полноценного развития личности ребенка невозможен
без
развития
дошкольном
интеллектуальных
возрасте
и
быстрым
познавательных
темпом
идет
способностей.
накопление
В
знаний,
формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок
овладевает простейшими способами умственной деятельности. Несмотря на
то, что проблема интеллектуального развития у дошкольников исследуется
различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является
одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.
В соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО выпускник детского сада
должен быть любознательным, активным, обладающий способностью решать
интеллектуальные
и
личностные
задачи,
а
также
овладевший
универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать
по правилу, по образцу, по инструкции. Готовность ребенка к школьному
обучению в значительной мере зависит от развития его интеллекта. Ведь
важно не только какими знаниями владеет ребенок к моменту поступления в
школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать,
фантазировать, делать самостоятельные выводы, анализировать, обобщать,
строить замыслы рисунков, сочинений. Исследования показали, что
значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе
начального обучения, связана с тем, что у старших дошкольников
недостаточно
развиты
познавательные
процессы.
Роль
развития
познавательных процессов при этом невозможно переоценить. Чтобы
школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не
пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо
готовить ребенка соответствующим образом.
3
Существующие
огромные
развивающие
возможности
для
образовательные
развития
детей.
программы
Однако
дают
приходится
констатировать, что использующиеся методы и средства в обучении
дошкольников в детском саду реализуют далеко не все возможности,
заложенные в них. Внедрение эффективных методов и разнообразных форм
обучения
детей
в
дошкольном
учреждении
может
разрешить
это
противоречие.
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации,
компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Нашу
повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без
информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в
детском саду — это одна из самых новых и актуальных проблем в
отечественной
дошкольной
педагогике.
Следует
понимать,
что
информационные технологии, это не только компьютеры и их программное
обеспечение,
под
ИКТ
подразумевается
использование
интернета,
телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования,
то есть всего того, что может представлять широкие возможности для
коммуникации. Информационно-коммуникативные технологии дают нам
новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное
будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в
постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро
воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового,
находить неординарные решения в различных ситуациях. В отличие от
обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные
технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством
готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных
знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, умение
самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера
4
воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического
изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью
обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства
деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих
игр и игрушек, что в свою очередь закладывает потенциально обогащенное
развитие личности.
Использование
педагогическом
информационно-коммуникативных
процессе
позволяет
технологий
перестроить
в
образовательную
деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной
игровой деятельности.
Современные
исследования
в
области
дошкольной
педагогики
свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте
5-7 лет. Как известно, этот возраст совпадает с периодом интенсивного
развития
мышления
ребенка,
переходным
от
наглядно-образного
к
абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает
особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных
видов деятельности. Мышление является интеллектуальной базой развития
деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения
задач деятельности ведет к ее осуществлению на все более высоком уровне.
И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем
полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.
Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все
сферы жизни человека. Простота их использования улучшает учебный
процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес у детей,
создаёт положительную мотивацию к обучению.
Цель: развитие познавательных способностей старших дошкольников
через
систему
(интерактивных
информационно-коммуникативных
развивающих
игр
и
упражнений,
технологий
мультимедийных
презентаций).
5
Задачи:
Развивать познавательную активность детей;
Развивать психические процессы (мышление, память, восприятие,
внимание, воображение);
Развивать мелкую моторику рук;
Способствовать совершенствованию умения самостоятельно и творчески
подходить к решению задач;
Формировать пространственные представления;
Формировать общеучебные
умения и навыки (умение обдумывать и
планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами, проверять результат своих действий и т.п.)
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста (5-7
лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия
в соответствии с возрастными нормами (см. приложение 1). Содержание
занятия включает в себя теоретическую и практическую часть.
Принципы построения программы:
От простого к сложному.
Системность знаний.
Научность.
Доступность.
Наглядность.
Воспитывающая и развивающая направленность.
Активность и самостоятельность.
Учет возрастных особенностей.
Принцип индивидуального подхода.
Методы и приемы:
беседа, объяснение, словесная инструкция
вербальные игры и упражнения
игры и упражнения с картинками и демонстрационным материалом
6
логические задачи и упражнения
задания на развитие мелкой моторики
психогимнастические упражнения
кинезиологические игры и упражнения
показ выполнения работы
информационно-коммуникативные
технологии
(интерактивные
развивающие игры и упражнения, мультимедийные презентации).
Техническое обеспечение:
Возможность выхода в интернет.
Ноутбук Acer (для педагога ) – 1 шт.
Интерактивная доска Screen Media – 1 шт.
Проектор Acer – 1 шт.
Роботехнический набор MatataLAB – 1 шт.
Широкоформатная интерактивная панель CLASSIK SOLUTION – 1 шт.
Развивающая
компьютерная
методика
психологического
центра
«Адалин».
Авторские мультимедийные игры – презентации (см. приложение).
Интерактивные игры, созданные на онлайн-сервисах (см. приложение).
Этапы работы на занятиях:
I этап - подготовительный. Идет погружение ребенка в сюжет занятия.
Основная задача – вызвать у ребёнка желание думать, анализировать,
изобретать, познавать, сформировать интеллектуальную готовность к работе
с компьютером или интерактивной доской. Для этого используются
дидактические игры, беседы, загадки, рассматривание иллюстраций и т. д.,
которые
помогут
справиться
с
поставленной
задачей.
Включается
гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного,
моторного аппарата к работе.
II этап - основной. Коллективная и самостоятельная работа на:
7
1) интерактивной доске,
2) широкоформатной интерактивной панели,
3) с роботехническим набором MatataLAB.
На данном этапе решаются задачи программы. В 1 и 2 вариантах при
помощи
специально
подобранных
обучающих
и
развивающих
компьютерных, интерактивных игр, презентаций. В 3 варианте, при работе с
роботом, используется заданная педагогом схема маршрута.
Используемые
интерактивные
игры
и
возможность
работы
с
робототехническим набором помогают детям лучше усваивать знания и
стимулируют приобретение новых, являются своеобразным, но точным
диагностическим средством; выявляют пробелы в тех или иных видах
деятельности; обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального
развития,
необходимого
для
дальнейшей
учебной
деятельности.
III этап - заключительный. Необходим для снятия зрительного
напряжения (используется гимнастика для глаз), для снятия мышечного и
нервного напряжения проводится смена деятельности (физкультминутки,
психогимнастика, нейроигры, расслабление под музыку).
8
Информационная карта программы
Ф.И.О. педагога: Панина Ирина Владимировна
Квалификационная категория, дата окончания: высшая категория.
1. Направление деятельности
Познавательное
2. Образовательная область
Познавательное развитие
3. Форма и название творческого
Дополнительная образовательная
объединения (кружка, студии, услуга
секции, группы, ансамбля и
т.д.)
4. Название образовательной
«Инфологика»
программы
5. Вид программы
Дополнительная авторизованная
программа
6. Продолжительность
Один учебный год
образовательного процесса
7. Возраст обучающихся
Дети старшего дошкольного
возраста (5 – 7 лет)
8. Форма организации
Подгрупповая
образовательного процесса
9. Форма организации
Интегрированная
содержания и педагогической
деятельности
10. Достижения обучающихся (на Повышение уровня
муниципальном,
индивидуального развития
региональном, всероссийском, познавательных способностей через
международном уровнях)
использование информационнокоммуникативных технологий.
9
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Платошинский детский сад
«Солнышко»
________Ю.А.Зайнетдинова
«____»___________20____г.
Расписание занятий дополнительного образования детей
«Инфологика»
на 2023-2024 учебный год
Название
кружка
Ф.И.О.
педагога
«Инфологика» Панина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
Место
Принад-
проведе лежность
ния
(ОУ, ДК,
занятий
ДЮЦ)
Центр
ОУ
Ирина
допол-
Владимировна
нительного
образования
10
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Платошинский детский сад
«Солнышко»
________Ю.А.Зайнетдинова
«____»___________20____г.
Список детей, получающих платную образовательную услугу
МАДОУ «Платошинский детский сад «Солнышко»
2023-2024 уч. г.
№
п/п
Фамилия, имя
Возраст
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МАДОУ
«Платошинский детский сад
«Солнышко»
__________Ю.А.Зайнетдинова
«____»___________20____г.
Учебно-тематический план занятий
дополнительного образования детей «Инфологика»
№
Тема
Знакомство.
Безопасность.
2
Осень
3
Зима
4
Весна
Умники и
5
умницы.
Итого
за учебный год:
1
Временные затраты
теоретические практические
всего
2 х 40 мин.
2 х 20 мин.
120 мин.
7 х 40 мин.
11 х 40 мин.
8 х 40 мин.
7 х 20 мин.
11 х 20 мин.
8 х 20 мин.
420 мин.
660 мин.
420 мин.
2 х 40 мин.
2 х 20 мин.
120 мин.
20 часов
10 часов
30 часов
12
Примерный тематический план занятий
по программе дополнительного образования детей «Инфологика»
Месяц
Октябрь
(1-2 недели)
Темы
Знакомство.
Безопасность.
Задачи
сплочение группы;
снятие психоэмоционального напряжения;
формирование способности к согласованному
Октябрь –
ноябрь
ОСЕНЬ
Декабрь –
февраль
ЗИМА
Март –
апрель
(1-4 недели)
ВЕСНА
взаимодействию;
знакомство с компьютером и его функциями;
знакомство
с
интерактивной
доской/широкоформатной
панелью
и
их
функциями;
формирование интеллектуальной готовности к
работе
на
интерактивной
доске
и
широкоформатной панели;
знакомство с правилами работы на занятиях.
формирование познавательной потребности детей;
развитие познавательных психические процессы
(мышление, память, восприятие, воображение);
развитие мелкой моторики рук;
развития и обогащения словаря по теме;
развитие связной речи;
развитие координации и ориентировки в
пространстве.
формирование познавательной потребности детей;
развитие познавательных психические процессы
(мышление, память, восприятие, воображение);
развития и обогащения словаря по теме;
развитие связной речи;
развитие мелкой моторики рук;
развитие пространственных представлений;
формирование
умения
ориентироваться
на
плоскости.
формирование познавательной потребности детей;
расширять кругозор, знания об окружающем;
развитие познавательных психические процессы
(мышление, память, восприятие, воображение);
развития и обогащения словаря по теме;
развитие связной речи;
формирование
умения
ориентироваться
на
плоскости;
развитие графомоторных навыков;
13
развитие способности действовать в уме;
овладение
мыслительными
операциями
и
свойств,
их
классификация,
Май
(1-2 неделя)
Умники
и
умницы
действиями:
выявление
абстрагирование,
сравнение,
обобщение.
закрепление знаний о сезонных изменениях;
обобщение и закрепление полученных навыков;
формирование умения самостоятельно и творчески
подходить к решению задач;
подведение итогов цикла занятий.
14
Прогнозируемый результат
Формы контроля: стартовая и итоговая диагностика. Стартовая
(сентябрь) и итоговая (апрель) диагностика проводится в соответствии со
стандартными методиками для детей 5 – 7 лет. По данным стартовой
диагностики формируются группы детей, имеющих сходные результаты.
В качестве диагностического материала используется комплекс
материалов экспресс-диагностики в детском саду Н. Н. Павлова, Л. Г.
Руденко (см. приложение 3).
По окончании развивающей работы анализируется динамика развития
детей и оцениваются результат деятельности.
Планируемые результаты: повышение уровня актуального развития
познавательных процессов у 30 % детей старшего дошкольного возраста,
посещающих занятия по программе дополнительного образования.
15
Список литературы:
СанПиН 2.4.1.2660–10.
Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые
информационные технологии в дошкольном образовании. – М., ЛИНКАПРЕСС, 1998.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
Могилева В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учёт в
работе с компьютером. – М., ИЦ Академия, 2007.
Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М., Новая
школа, 1997.
Первин Ю.А. Компьютерная смекалка. – М., Дрофа, 1995.
Филимонова Н.И. Интеллектуальное развитие дошкольников. – Спб., КАРО,
2004.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. –
М., 2007.
Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в
образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании:
дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс,
1994. - 204 с.
Использование компьютерных развивающих и обучающих программ в
системе дошкольного воспитания: Методические рекомендации. – М.: 1989,
с.12-19 /в соавторстве/, с.19-34.
Интернет-ресурсы.
16
Приложение 1
Примерный
перечень,
используемых
мультимедийных
игр
–
презентаций:
Игра-раскраска «Осенние несуразности» (автор Фуфлыгина Н.Н.)
Игра-раскраска «Фрукты и ягоды» (автор Фокина Л.П.)
Игра-раскраска «Цветы» (автор Фокиной Л.П.)
Интерактивная игра «Когда это бывает?» (автор Фрундина Л.В.)
Интерактивная игра «Цветные фигуры для зимней картины» (автор Неверова
О.И.)
Интерактивная игра «Цветные фигуры для летней картины» (автор Неверова
О.И.)
Интерактивная игра «Зверюшки на лесной опушке» (автор Лукьянченко С.В.)
Игра «10 отличий на Новый год» (автор Носкова Н.А.)
Интерактивная игра «Найди 15 отличий: 8 марта» (автор Неверова О.И.)
Интерактивная игра «Времена года» (Иванкина В.Н.)
Интерактивная игра «У бабушки в деревне» (автор Царенко Е.В.)
Интерактивная игра «Новогодняя ночь» (автор Берестовская Н.А.)
Интерактивная игра «Новый год в Простоквашино» (автор Покровкова Н.Н.)
Интерактивная игра «Матушка зима» (автор Пасечник Е.А.)
Интерактивная игра «Кто или что пропало: зима» (автор Королёва М.В.)
Интерактивная игра «Найди одинаковые снежинки» (автор Королёва М.В.)
Интерактивная игра «Осень золотая» (автор Неверова О.И.)
Интерактивная игра «Краски осени» (автор Неверова О.И.)
Интерактивная игра «Осенние загадки» (автор Алексеева Е.В.)
Интерактивная игра «Помоги Винни Пуху угадать время года» (автор
Костикова Ю.О.)
Интерактивная игра «ДИ: времена года» (Савино О.Е.)
Интерактивная игра «Осень наступила: найди отличия» (автор Неверова О.И)
и др.
17
Приложение 2
Примерный список, используемых онлайн-сервисов:
https://wordwall.net/ru
https://learningapps.org/home.php
https://childdevelop.info/
https://chudo-udo.info/
https://iqsha.ru
https://roboborik.com/
https://logiclike.com/
https://obr.nd.ru/
18