Веселая логоритмика 5-6 лет

Ι.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка
Актуальность. С каждым годом в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это
результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением,
увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология. Логоритмика является наиболее эмоциональным
звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных
способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят
значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для освоения, как ритмической культуры слова, так и ритма
движения. Логоритмика помогает соединить речь с движением, способствует развитию чувства ритма, нормализации и
регулированию темпа высказывания. Таким образом, актуальность данной программы обусловлена ее практической
значимостью.
Нормативно-правовой основой для разработки программы являются следующие нормативно-правовые
документы:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей
редакции;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам",
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря
2020 г., регистрационный № 61573);
Методической основой для разработки программы являются:
 Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 5 лет, ТЦ Сфера, 2008 год.
Направленность Программы.
Программа «Логоритмика» является программой социально-педагогической
направленности.
Цель Программы - стимулирование речевых и познавательных процессов развития ребёнка, овладение двигательными
навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения ос взрослым и сверстниками.
Задачи обучения:

Оздоровительные задачи:
 Укреплять костно-мышечного аппарат.
 Развивать физиологическое дыхание.
 Формировать правильную осанку.
 Развивать ловкость, силу, выносливость.
Образовательные задачи:
 формировать двигательные умения и навыки;
 развивать пространственные представления;
 развивать переключаемость и координацию движений;
 развивать ритмическую выразительность;
 развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
 развивать коммуникативные умения и навыки;
Коррекционно-развивающие задачи:
 развивать речевое дыхание;
 развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
 развивать мелкую моторику;
 развивать фонематическое восприятие;
 формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
 формировать грамматический строй и связную речь.
Воспитательные задачи:
 Воспитывать способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
 формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в
соответствии с данным образом;
 совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Принципы реализации программы:
 Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом как
системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
 Принцип последовательности. Каждое из направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
 Принцип учёта уровня развития ребёнка. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо выполнимо, с
учётом уровня развития ребёнка.

 Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические
стереотипы.
 Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает
как одно из важных основных условий развития речи.
 Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель — ребёнок, развитие которого
планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
 Принцип результативности. Получение положительного результата развития речи, оздоровление каждого
ребёнка.
Отличительные особенности программы: Отличительной чертой Программы является то, что она позволяет на
этапе дошкольного детства начать формирование у детей целостного представления о музыке, развитии речи,
физическом развитии, ритме, танцах, о здоровье, развитии коммуникативных способностей. Логоритмические
занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые не только благотворно влияют на
весь организм ребенка, но и способствуют максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения,
овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей. Данная Программа составлена с учётом
возрастных и психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения программы. В ходе реализации программы ребенок будет:
 владеть достаточным словарным запасом по лексическим темам;
 ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
 управлять своим голосом и интонационной выразительностью речи;
 правильно брать дыхание во время пения;
 обладать достаточной подвижностью артикуляционного аппарата; правильно произносить все звуки родного
языка;
 правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать гласные, парные
согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
 выполнять оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения,
самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление
двигательного автоматизма;
 ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги,
выполнять различные виды ходьбы и бега;
 координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагирует на смену
движений.

Организация проведения занятия: Для успешного усвоения материала занятия проходят в игровой форме.
Материал подобран с учетом возрастных особенностей и потребностей дошкольников.
Структура занятия:
1. Организационный этап: Положительный эмоциональный настрой. Художественное слово, загадка, игры на
знакомства и общение, вводные упражнения (ходьба, бег, движения под музыку).
2. Основная часть:
- танец, танец – хоровод;
- знакомство со стихотворением, сопровождаемое движениями (можно использовать мнемотаблицы)
- песня, сопровождаемая жестами или движениями;
- артикуляционная гимнастика;
- мимические упражнения;
- пальчиковая игра;
- дыхательные упражнения;
- гимнастика для глаз;
- подвижная или коммуникативная игра;
- чистоговорки;
- речевые или музыкальные игры;
- игры на развитие чувства ритма или внимания.
3. Заключительная часть: Рефлексия. Упражнения на релаксацию, массаж, самомассаж, игры малой подвижности
на развитие психических процессов.
Методы и приемы:
 Метод подражания. Дети повторяют за педагогом движения, ритм и интонации песенок и стихов.
 Игровой метод. Использование игровых ситуаций для стимулирования активности ребёнка и повышения интереса
к занятиям.
 Творческий метод. Стимулирование самостоятельных творческих проявлений детей, таких как придумывание
своих движений под музыку или сочинение небольших стихотворений.
 Рефлексивный метод. Анализ собственных действий и результатов занятий, обсуждение успехов и трудностей.
Приёмы логоритмики:
 Речевая гимнастика. Упражнения для развития артикуляционного аппарата, такие как произнесение звуков,
слогов и слов с различной скоростью и громкостью.

 Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики рук через выполнение различных упражнений пальцами под
музыку или стихи.
 Дыхательные упражнения. Тренировка правильного дыхания, необходимого для чёткой и выразительной речи.
 Музыкально-двигательные упражнения. Синхронизация движений тела с музыкой, развитие чувства ритма и
координации.
 Хоровое пение. Пение простых песенок вместе с группой, что способствует развитию слуха и голосовых
возможностей.
 Игра на музыкальных инструментах. Игра на простейших музыкальных инструментах, таких как бубен,
колокольчики, деревянные ложки, для развития слухового восприятия и чувства ритма.
 Театрализованные игры. Постановка коротких сценок или сказок, где дети играют роли и произносят реплики
персонажей, развивая свою речь и артистические способности.
 Подвижные игры. Игры с элементами бега, прыжков, лазанья, помогающие детям лучше ориентироваться в
пространстве и развивать общую физическую активность.
Возрастные особенности усвоения программного материала детей 4–5 лет:
Речевое развитие. В этом возрасте в норме происходит интенсивное накопление ребёнком словаря. Увеличивается
число называемых предметов не только быта, но и тех, которыми малыш часто (но не постоянно) пользуется. В
своих высказываниях он употребляет почти все части речи, овладевает элементарным грамматическим строем
родного языка.
Восприятие. Внимание детей приобретает всё более устойчивый характер, совершенствуется зрительное,
слуховое, осязательное восприятие. Они уже способны различать разные виды движений, представляют себе их
смысл, назначение, овладевают умением выделять наиболее существенные элементы, выполнять их в соответствии
с образцом.
Двигательная активность. Достаточно высокая двигательная активность детей проявляется в подвижных играх,
которые позволяют формировать ответственность за выполнение правил и достижение определённого результата.
Для большинства детей 4–5 лет характерно недостаточно чёткое и правильное выполнение двигательных заданий,
что обусловлено неустойчивостью волевых усилий по преодолению трудностей.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план
№
п/п

Раздел программы

Всего

Теоретич . Практич.

Форма контроля

1

Артикуляционная гимнастика

3

-

3

Педагогическое наблюдение

2

Дыхательная гимнастика

3

-

3

Педагогическое наблюдение

3

Упражнения на развитие внимания и
памяти

2

-

2

Педагогическое наблюдение

4

Речевые, ритмические игры,чистоговорки

4

-

4

Педагогическое наблюдение

5

Пение песен

5

-

5

Педагогическое наблюдение

6

Пальчиковые игры

4

-

4

Педагогическое наблюдение

7

Элементарное
музицирование
детских музыкальных инструментах

3

-

3

Педагогическое наблюдение

8

Подвижные игры

4

4

Педагогическое наблюдение

28

28

на

Всего часов:

Содержание обучения
№ и тема занятия

Задачи

Содержание

Методическое
обеспечение

ОКТЯБРЬ
1. Цыпленок и
его семья.

1.Развивать
зрительнодвигательную и
слухоречедвигательную
координацию.
2. Развивать пальчиковую и
артикуляционную
моторику.
3.Закреплять артикуляцию
гласных звуков, согласного
звука «Ж».

2. «У кошки день
рождения»

1.Развивать
артикуляционную
моторику.
2.Развивать зрительную

Вводная часть:
1. Ходьба обычная,
2. Легкий бег
3. Ходьба с высоко поднятыми
коленями.
Основная часть:
1.Артикуляционная гимнастика для
губ и челюсти.
2.Стихотворение с движениями
«Петушок».
2.
Пальчиковая гимнастика
«Курица»
3. П/ и «Кошка и цыплята»
Заключительная часть:
1.Упражнения
на дыхание
(расслабление).
2. Спокойная ходьба
Вводная часть:
1. Ходьба обычная
2. Ходьба по кругу
3. Прыжки на двух ногах

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмических занятий
с детьми 4-5 лет, ТЦ
Сфера,
2008 год, с. 7 – 10
(Приложение
с. 137)

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмических
занятий с детьми 4

память.
3.Формировать умение
двигаться в соответствии с
текстом.
4.Закреплять
артикуляцию
гласных звуков,
согласных звуков
«Д» - «дь».

3. «Зайка –
огородник»

1.Развивать ориентировку
в пространстве.
2.Закрепить артикуляцию
гласных звуков,
согласных звуков «Д»,
«М», «ф» .
3.Развивать музыкальные
и творческие способности
детей - развитие чувства
ритма.

Основная часть:
1.Речевое упражнение «Киска»
2.Ритмическая игра «Барашек».
3.Артикуля ионная гимнастика
«Белочка» (для губ, челюсти, языка»
4.Пальчиковая игра «Улитка»
5.Речевая игра (проговаривание
чистоговорки со звуком «д»- «дь»).
Заключительная часть:
1.Ходьба по кругу
2.Игра «Шел Молчан»
3.Упражнения на
восстановление дыхания.
Вводная часть:
1. Ходьба обычная
2. Ходьба с наклонами
3. Ходьба в хороводе
Основная часть:
1. Чистоговорка с движениями «В
огороде лебеда»
2. (проговаривание
звука
«Д).
Пальчиковая игра «Сосна»
3. Фонопедическое
упражнение
(закрепление звуков «ф», «м»).
4. Пение песни «Ежик и мыши» с
движениями.
5. Артикуляционная
гимнастика
«Волк-волчок»(для
губ,
челюсти)
Заключительная часть:

– 5 лет, ТЦ Сфера,
2008 год, с. 18-21

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмических
занятий с детьми 4-5 лет,
ТЦ Сфера, 2008 год, с.
25-28. Приложение
с.139, 138

4.«Любимое
кушанье»

5. «Верные
друзья»

Развивать речевую
моторику - закреплять
артикуляцию согласного
звука
«ж» - развивать
чувство ритма развивать зрительную
память - развивать
слуховое внимание развитие пальчиковой
моторики - повышение
речевой
активности

- развивать
интонационную
выразительность развитие ориентировки в
пространстве повышение речевой

1. Ходьба обычная.
2.Танец -игра «Эх, зайка!»
Вводная часть:
1. Ходьба обычная
2. Бег на носочках
3. Ходьба с высоким подниманием
колена
Основная часть:
1. Разучивание чистоговорки
«Пчелы» (звук
Ж)
2. Пальчиковая игра «Зайка»,
«Сосна»
4. Артикуляцион ная гимнастика
«Зайка» (для губ, языка, щек)
Игра на внимание
«Погоня»
5. Заучивание скороговорки «Три
сороки» Заключительная
часть:
1. Бег врассыпную
2. Упражнения на дыхание
3.Спокойная ходьба
НОЯБРЬ
Вводная часть:
1. Ходьба обычная
2. Медленный бег
3. Ходьба на пятках Основная
часть:
1. Пальчиковая гимнастика

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмических занятий
с детьми 4-5 лет, ТЦ
Сфера, 2008 год, с. 28-32.

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их
занятий с детьми 4-5
лет, ТЦ Сфера, 2008 год,
с. 35-38

активности детей
-развитие
артикуляционно й
моторики - развитие
слухового внимания развитие зрительной
памяти

6. «Сказка про
зайцев»

- развитие
пальчиковой
моторики - развитие
чувства ритма развитие
зрительного
внимания продолжать
развивать
интонационную
выразительность воспитание плавного
длительного

«Листопад»
2. Артикуляцион
ная
гимнастика «Волкволчок»
(для губ, языка, щек)
3. Игры на внимание «На
коне-скакуне»
4. Проговариван
ие
чистоговорки со звуком
«ц»
5. Пение песни «Ежик и
мышка» с движениями
Заключительная часть:
1. Ходьба на носочках
2. Ходьба обычная
Лежа на коврике, закрыв глаза,
упражнени
е на расслаблен ие
Вводная часть:
1. Ходьба с высоким подниманием
колена
2. Ходьба обычная
3. Бег обычный Основная часть:
1. Пальчиковые игры «Листопад»
2. Массаж рук
«Умывалочка»
3. Артикуляционная гимнастика
для губ, языка
«Зайчики»
4. Проговаривание чистоговорки

Приложение
с.139.

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их
занятий с детьми 4-5 лет,
ТЦ Сфера, 2008 год, с.
39-42.

речевого выдоха формировать умение
двигаться в
соответствии с
текстом

7. «Круглый год»

-способствовать
снятию
эмоционального
напряжения развитие
пальчиковой
моторики
- развитие слухового
внимания - развитие
зрительной и
слуховой памяти продолжать
развивать чувство
ритма - развивать
речевую моторику активизировать
словарь детей

(звуки «б», «бь»).
5. Игра на внимание «На коне –
скакуне»
6. Ритмическая игра «Воробьи и
вороны»
Заключительная часть:
1. Ходьба обычная
Дыхательные упражнения
«Ветерок»
Вводная часть:
1. Подскоки
2. Ходьба на носочках
3. Ходьба обычная Основная
часть:
1. Пальчиковая игра
2. «Листопад» Артикуляцион
ная гимнастика
«Мишка»
3. Игры на развитие внимания
«На коне- скакуне»
4. Проговариван ие
чистоговорок на звуки «б»,
«бь»
5. Англ.народная песня
«Зарядка» (Речь +
Движения).
6. Массаж рук
«Умывалочка»
7. Игра на ДМИ
Заключительная часть:

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их
занятий с детьми 4-5 лет,
ТЦ Сфера, 2008 год, с.
42-46.

Упражнение на выработку
правильного дыхания «Фокус»
Ходьба обычная
Вводная часть:
1. Ходьба обычная
2. Ходьба с наклонами
3. Ходьба с поворотами.
Основная часть:
1. Пальчиковая игра
«Листопад»
2. Артикуляционна я игра на
укрепление языка, губ
«Трубочка»,,
«Лягушка»
3. Массаж рук
4. «Умывалочка» Ритмичная игра
«Воробьи и вороны»
5. Фонопедическое упражнение
«Весна»
6. Проговаривание чистоговорки
со
звуком «н»
1.

8. Времена года

продолжать
развивать ориентировку в
пространстве - развивать
координацию речи и
движений - развивать
чувство ритма - развивать
умение расслаблять и
напрягать группы мышц
корректировать
нарушения речевого
дыхания отрабатывать
четкое ритмичное
произношение звука «Н»,
слогов со звуком
«н»
развивать
пальчиковую
моторику способствовать
автоматизации
гласных звуков

Заключительная часть:
1. Ходьба по кругу скользящим
шагом
Ходьба с выполнением
упражнений на дыхание
«Ветерок»
ДЕКАБРЬ

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 - 5 лет, ТЦ
Сфера, 2008 год, с.
46-51.

9. Про
Мурочку Мурысоньку

Учить детей
произносить звуки
«к»,»кь» четко, громко развивать чувство ритма
развивать мелкую
моторику - развивать
интонационную
выразительность - учить
детей рассказывать
небольшие
чистоговорки

10. Мурка в
город собирается

Формировать
умение двигаться в
соответствии с текстом
закреплять
артикуляцию звуков «к»,
«кь»
развивать мелкую
моторику -

Вводная часть:
1. Легкий бег на носочках
2. Ходьба под музыку, образуя
круг
Основная часть:
1. Двигательное упражнение
«Зайки»
2. Самомассаж «Маленькие
снежинки»
3. Пальчиковая игра
«Ватрушки»
4. Артикуляцион ная
гимнастика «Киска»
(расслабление и напряжение
языка)
5. Стихотворени е с
движениями «Мурочка – Снегурочка»
Заключительная часть
1. Ходьба по кругу
Ходьба на носочках под
«Колыбельную», Дети ложатся
на коврики (расслабление)
Вводная часть:
1. Ходьба с остановками
2. Бег легкий
3. Ходьба обычная Основная
часть:
1. Артикуляционна я гимнастика
«Киска зевает», «Киска
надувает щеки», «Киска

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера, 2008 год, с.
51- 55.

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера,
2008 год, с.55 - 59.

способствовать
свободно
ориентироваться в
пространстве развивать звуко –
слоговую структуру
слова - развивать
чувство ритма развивать
музыкальный слух

2.
3.
4.
5.
6.

11. Как
Мурочка Деда
Мороза будила

- продолжать
развивать ориентировку в
пространстве развивать
координацию речи и
движений - развивать
чувство ритма - развивать
умение расслаблять и
напрягать группы мышц
корректировать
нарушения речевого
дыхания - отрабатывать
четкое ритмичное
произношение звука «д»,
«р» слогов со звуком

мурлычет»
Массаж пальчиков
«Елочка»
Упражнение на дыхание «Сдуй
снежинку»
Речевая игра с движениями
«Елка»
Двигательное упражнение
«Дорожка»
Самомассаж «Маленькие
снежинки»

Заключительная часть:
1. Ходьба обычная Упражнение
на восстановление дыхания
«Ветерок»
Вводная часть:
2.Легкий бег на носочках
4. 3. Ходьба под музыку по кругу,
Основная часть: Двигательное
упражнение
«Дорожка»
5. Самомассаж
«ЕлочкаИголочка»
6. Пальчиковая игра
« Елочка»
7. Артикуляционна я гимнастика
«Молоточек» - тт-т, «Дятел»дд-д, «Балалайка» дын,дын,дын

Картушина
М.Ю.
Конспекты
логоритмическ
их
занятий с детьми 4 – 5
лет, ТЦ Сфера,
2008 год, с.59 - 62.

«д», «р»

12.Дед Мороз

- развитие пальчиковой
моторики - развитие
чувства ритма - развитие
зрительного внимания продолжать развивать
интонационную
выразительность воспитание плавного
длительного речевого
выдоха - формировать
умение двигаться в
соответствии с текстом
- способствовать
четкому
проговариванию
звука «Ц», «Р»

13. Снегуро
чка на
новогодней елке
в лесу»

Развивать речевую
моторику - закреплять
артикуляцию согласного

8. Проговаривание чистоговорки
со звуком Р
9. Подвижная игра со словами
«Догонялки с мишкой»
Заключительная часть
1.Ходьба по кругу 2. Дети
ложатся на коврики
(расслабление)
Вводная часть:
1.Ходьба обычная
2. Бег обычный Основная часть:
1. Загадывание загадки
«Снежинка»
2. Пальчиковая игра с
проговариванием чистоговорки
со
звуком «ц»
3. Артикуляционная гимнастика для
губ, языка «Лошадка»
4. Разучивание стихотворения «Как
на горке снег»
Фонопедическое упражнение
«Зверюшки» Заключительная часть:
1. Ходьба обычная
Дыхательные упражнения
«Ветерок»
ЯНВАРЬ
Вводная часть: 1. Ходьба с
остановками
2.Бег легкий

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их
занятий с детьми 4 – 5
лет, ТЦ Сфера,
2008 год, с.63 - 67.

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ

звука «к»
развивать чувство
ритма - развивать
зрительную память развивать слуховое
внимание - развитие
пальчиковой моторики повышение речевой
активности - развивать
умение играть
на ДМИ

14. Волчья
песня

- продолжать
развивать ориентировку в
пространстве развивать
координацию речи и
движений - развивать
чувство ритма - развивать
умение расслаблять и
напрягать группы мышц
корректировать
нарушения речевого
дыхания - отрабатывать
четкое ритмичное

3.Ходьба обычная Основная часть:
1. Артикуляционная гимнастика
«Трубочка»,
«Бублик»- для губ.
2. Упражнение на выработку
продолжительног о выдоха
3. Проговаривание стихотворения
«Как на горке снег»
4. Упражнение на координацию
языка, губ и выдоха «Зайцы
просыпаются», «Зайцы
улыбаются»
5. Пальчиковая игра
«Елочка»
6. Игра на ДМИ
Заключительная часть:
1. Ходьба обычная Упражнение
на восстановление дыхания
«Ветерок»
Вводная часть:
1. 1. Спокойная ходьба под
музыку Основная часть:
Упражнение на развитие
дыхания
«Кукареша»
2. Подвижная игра «Догонялки с
мишкой»
3. Пальчиковая игра
«Маленькие снежинки»
4. Артикуляционная гимнастика

Сфера,
2008 год, с.67 - 70.

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера,
2008 год, с.70 - 73.
Приложение с.
141

произношение звука «Н»,
слогов со звуком
«н»
развивать
пальчиковую
моторику способствовать
автоматизации
гласных звуков
15.Петушок

- развивать
интонационную
выразительность развитие ориентировки в
пространстве - повышение
речевой активности детей
-развитие
артикуляционно й
моторики - развитие
слухового внимания
развитие зрительной
памяти
способствовать
автоматизации согласных
звуков «Ч»

«Полкан рычит», «Полкан
пугает» - упражнения для губ,
челюсти.
5. Музыкальный
танец «Новогодний хоровод»
6. Пение песни «Курочка –
Рябушка»
Заключительная часть
1.Ходьба по кругу 2. Дети
ложатся на коврики
(расслабление)
Вводная часть:
1. Легкий бег на носочках
2. Ходьба под музыку, образуя круг
Основная часть:
1. Пение песни
«Строим дом»
2. Самомассаж «Маленькие
снежинки»
3. Упражнение на развитие внимания
«Спасатели»
4. Артикуляционная гимнастика
«Бегемотики»,
«Дразнилки» расслабление и
напряжение языка)
5. Упражнение на координацию
речи и движений
«Хозяюшка»
6. Проговаривание чистоговорки
со звуком «Ч»

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера,
2008 год, с.73 – 78.

Заключительная часть
1.Ходьба по кругу
Ходьба на носочках под
«Колыбельную», обычная ходьба.

16 .
«Лисичк
а со
скалочк ой»

17.«Петух и
собака»

Развивать речевую
моторику - закреплять
артикуляцию
согласного звука
«с» - развивать чувство
ритма - развивать
зрительную память развивать слуховое
внимание - развитие
пальчиковой моторики повышение речевой
активности

Формировать умение
двигаться в соответствии с
текстом

ФЕВРАЛЬ
Вводная часть:
1. Ходьба с высоким подниманием
колена
2.Ходьба обычная
3. Бег обычный Основная часть:
1.Пальчиковые игры « Гусь»
2.Двигательное упражнение на
развитие слухового внимания
«Побежали»
3. Артикуляционная гимнастика для
губ, языка, челюсти (открывание
закрывание рта, поднимание
опускание бровей)
4. Проговаривание чистоговорки
(звуки «с», «сь»).
5. Упражнение на развитие дыхания
«Кукареша»
Заключительная часть1.Ходьба
обычная Дыхательные
упражнения «Ветерок»
Вводная часть:
1.Ходьба обычная под музыку
Основная часть:

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера,
2008 год, с.78 – 82.

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ

18. «Бремен ские
музыкан ты»

закреплять
артикуляцию звуков «ш»,
«ж»,
«щ»
развивать мелкую
моторику способствовать
свободно
ориентироваться в
пространстве развивать звуко –
слоговую структуру
слова - развивать
чувство ритма развивать
музыкальный слух

1.Двигательное упражнение на
координацию речи и движений
«Хозяюшка»
2.Проговаривание стишка с
движениями «Лиса»
3. Пальчиковая игра «Гусь»
4. Артикуляционная гимнастика
«Собака кусается»,
«Бульдог», «Собака улыбается»
(для языка, челюсти, губ)
5. Подвижная игра
«Мышеловка» 6. Пение песни
«Строим дом»
Заключительная часть 1.Ходьба по
кругу Ходьба на носочках под
«Колыбельную», Дети ложатся на
коврики (расслабление)

Сфера,
2008 год, с.82 – 85.

развивать
координацию речи и
движений - развивать
чувство ритма - развивать
умение расслаблять и
напрягать группы мышц
корректировать нарушения
речевого дыхания способствовать
автоматизации гласных
звуков -развивать
пальчиковую
моторику

Вводная часть:
1.Ходьба с высоким подниманием
колена
2.Ходьба обычная
3.Бег обычный Основная часть:
1.Пальчиковые игры
«Гусь»
2.Упражнение на координацию
речи и движений
«Хозяюшка»
3. Артикуляционна я гимнастика
для губ, языка, опускание и
поднимание спинки языка-

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера,
2008 год, с.85 – 89.

19.«Возьми меня
с собой»

- развитие
пальчиковой
моторики - развитие
чувства ритма развитие
зрительного
внимания продолжать
развивать
интонационную
выразительность воспитание плавного
длительного
речевого выдоха
формировать умение
двигаться в

«Ослик» (ы-и),
«Трубочка»
4. Пение песни
«Строим дом»
5. Упражнение
на
развитие
дыхания «Кукареша»
6. Коммуникативна я игра
«Оладушки»
7. Упражнения
на
развитие
дыхания (пропевание гласных
звуков)
Заключительная часть:
1.Ходьба обычная
Дыхательные упражнения
«Ветерок»
Вводная часть: 1. Ходьба с
остановками
2.Бег легкий
3.Ходьба обычная Основная часть:
1. Артикуляционная гимнастика
«Автомат», «Пулемет»- для языка
2. Упражнение на выработку
речевого дыхания
«Самолёт»
3.Упражнение на развитие
внимания «Светофор»
4. Фонопедическое упражнение
«Машина»
5. Игра на развитие внимания
«Молодой солдат»

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера,
2008 год, с.89 – 92.

соответствии с
текстом

20. «А что у
вас?»

Развивать речевую
моторику - закреплять
артикуляцию согласного
звука
«к» - развивать чувство
ритма - развивать
зрительную память развивать слуховое
внимание - развитие
пальчиковой моторики повышение речевой
активности - развивать
умение играть
на ДМИ

21. «Вот так
мастера»

Учить детей
произносить звуки

15. Коммуникативна я игра
«Оладушки»
Заключительная часть:
1. Ходьба обычная Упражнение
на восстановление дыхания
«Метель»
МАРТ
Вводная часть: 1. Ходьба с
остановками
2.Бег легкий
3.Ходьба обычная Основная часть:
1. Артикуляционная гимнастика
«Индюк»,
«Блинчик»- для губ, языка.
2. Упражнение на развитие
речевого дыхания «Воздушный
шар»
3.Проговаривание стихотворения
«А что у вас?»
4.Фонопедическое упражнение
«Самолёт»
5.Пальчиковая игра
«Иголка»
6. Игра на ДМИ
Заключительная часть:
1. Ходьба обычная Упражнение
на восстановление дыхания
«Ветерок»
Вводная часть:
1.Легкий бег на носочках

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера,
2008 год, с.93 – 96.

Картушина М.Ю.
Конспекты

«к»,»кь» четко, громко развивать чувство ритма
развивать мелкую
моторику - развивать
интонационную
выразительность - учить
детей рассказывать
небольшие
чистоговорки

22. «Как стать
большим»

Развивать речевую
моторику - закреплять
артикуляцию
согласных звуков «в»,
«вь» - развивать
чувство ритма развивать зрительную
память развитие
пальчиковой моторики
- повышение речевой

2. Ходьба под музыку
Основная часть:
1. Двигательное упражнение
«Зайки»
2. Ритмическая игра
«Сапожник»
3. Фонопедическое упражнение
«Машина»
4.Артикуляционная гимнастика
«Молоток»,
«Клещи» (для губ, языка)
5. Упражнение на развитие речевого
дыхания
«Воздушный шар»
4. Пальчиковая игра
«Иголка»
Заключительная часть 1.Ходьба по
кругу
2. Галоп по кругу
Обычная ходьба
Основная часть:
1.Двигательное
упражнение
на
координацию речи и движений
«Дождик»
2. Пальчиковая игра «Иголка»
3. Артикуляционная гимнастика
4. «Улыбка», «Бегемотики (для
челюсти, губ) Проговаривание
чистоговорки «КваКва»
5. Ритмическая игра

логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера,
2008 год, с.96 – 100.

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера, 2008 год,
с.100-103.

активности - развивать
слуховое
внимание

23. «Даша и
Маша»

развитие
пальчиковой моторики развитие чувства ритма развитие зрительного
внимания - продолжать
развивать интонационную
выразительность воспитание плавного
длительного речевого
выдоха - формировать
умение двигаться в
соответствии с текстом
способствовать
четкому
проговариванию
звука «н», «нь», «д»,
«дь».

24. «Горшо чек
каши

- Развивать речевую
моторику - закреплять
артикуляцию согласного
звука «ш»
- развивать зрительную

«Сапожник»
Заключительная часть
1.Ходьба по кругу Ходьба по
кругу под песню о маме, Дети
ложатся на коврики
(расслабление)
Вводная часть:
1. Легкий бег на носочках
2.Ходьба под музыку, образуя круг
Основная часть:
1. Пальчиковая гимнастика
«Иголка»
2.Двигательное упражнение «В лес»
3.Артикуляционная гимнастика
«Иголка»,
«Катушка»
(расслабление и напряжение языка)
4. Упражнение на развитие
дыхания «Воздушный шар»
5. Проговаривание чистоговорки
«Ягодка»
Заключительная часть
1.Ходьба по кругу
2. Ходьба на носочках 3. Обычная
ходьба.
Вводная часть:
1.Ходьба с остановками
2.Бег на носочках 3.Ходьба
обычная
Основная
часть:
.Артикуляционная гимнастика

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера, 2008 год,
с.103-107.
Приложение
с.145.

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера, 2008 год,

память - развивать
чувство ритма развивать слуховое
внимание - повышение
речевой активности развитие пальчиковой
моторики

«Киска ест кашу», «Киска
обожгла язычок»,
2.Массаж пальчиков
«Иголка»
3. Хоровод «Цветы» - согласование
слов с движениями
4.Стихотворение с движениями
«Фиалка»
5.Двигательное упражнение
«сапожок»
6.Проговаривание чистоговорки
со звуком «ш»
«Каша»

с.107-110.
Приложение
с.146.

Заключительная часть:
1.Ходьба обычная Упражнение
на восстановление дыхания
«Ветерок»
АПРЕЛЬ
25. «Как мышонок
стал
трудолюбивым»

Учить детей
произносить звук «ч»,
«ш»,
«ж» четко, громко
развивать чувство
ритма
развивать мелкую
моторику - развивать
интонационную
выразительность - учить
детей рассказывать
небольшие

Вводная часть:
1.Ходьба обычная
2.Ходьба с наклонами
3.Ходьба с поворотами.
Основная часть:
1. Двигательное упражнение
«Сапожок»
7. Артикуляционна я игра на
укрепление языка, губ «Чистим
зубки»,, «Часики»- для
челюсти, языка.

Картушина М.Ю.
Конспекты логоритмичес
их занятий с детьми 4 – 5
лет, ТЦ Сфера, 2008 год,
с.110-114.
Приложение С. 147-149.

чистоговорки

26. Сказка про
Бурового Мишку
и
МышкуВертушку

продолжать
развивать ориентировку в
пространстве - развивать
чувство ритма - развивать
координацию речи и
движений - развивать
умение расслаблять и
напрягать группы мышц отрабатывать четкое
ритмичное произношение
звука «ж», слогов со
звуком «ж»
-корректировать
нарушения речевого
дыхания
развивать
пальчиковую
моторику способствовать
автоматизации
гласных звуков

27. «Чьи это
ушки?»

- Развивать речевую
моторику - закреплять
артикуляцию согласного

8. Проговаривание заклички
9. «Солнышко Ритмичная игра
«Молотки»
10.Двигательное упражнение
«Побежали»
Вводная часть:
1.Ходьба на носочках
2.Ходьба обычная
3.Бег обычный Основная часть:
1.Пальчиковые
игры
с
проговариванием
чистоговорки
«Жук»
2.Массаж рук
«Умывалочка»
3.Артикуляционная гимнастика для
челюсти – вправовлево, впередназад
«Обезьянки»
4. Подвижная игра с элементами на
внимание «У медведя во бору»
5.Хороводная игра «На лесной
полянке»
Заключительная часть:
1.Ходьба обычная
Дыхательные
упражнения«Ветерок»
Вводная часть:
1.Ходьба топающим шагом
2.Ходьба обычная Основная часть:

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера, 2008 год,
с.114-116
Приложение с.147149

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий

звука
«н» , «нь» развивать
чувство ритма развивать слуховое
внимание - развитие
пальчиковой моторики развивать зрительную
память - повышение
речевой
активности

28. «Истори я
о том, как
мышата помогли
зайчонку свой
дом найти»

Развивать речевую
моторику - закреплять
артикуляцию согласного
звука
«ч»,
проговаривание гласных
- развивать чувство ритма
- развивать зрительную
память - развивать
слуховое внимание развитие пальчиковой
моторики - повышение
речевой
активности

1.Пальчиковые игры «Гусь».Пение
песни «Белка пела и плясала»
3.Артикуляционная гимнастика
языка, опускание и поднимание
языка- «Часики», «Качели»
4.Ритмическая игра
«Молоточек»
5.Хороводная игра «А мы по лесу
гуляли» 6.Подвижная игра
«Филин и мыши»
7.Проговаривание чистоговорки
со звуками Н, НЬ
«Весна»
Заключительная часть:
1.Ходьба обычная 2.
Дыхательные упражнения
Вводная часть:
1.Ходьба на носочках
2.Ходьба обычная
3.Бег обычный Основная часть:
1.Пальчиковая игра
«Десять мышат»
2.Массаж рук
«Умывалочка»
3.Артикуляционная гимнастика для
челюсти – вверхвниз,
проговаривание гласных
4. Подвижная игра с элементами на
внимание «Филин и мыши»
5.Двигательное упражнение

с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера2008 год,
с.117-120

Картушина М.Ю.
Конспекты
логоритмическ их занятий
с детьми 4 – 5 лет, ТЦ
Сфера, 2008 год,
с.121-124
Приложение с.150

«Мышиная
зарядка»- движения со словами
Формы работы с родителями:
- Консультации (индивидуальные и групповые)
- Беседы
- Выступление на родительских собраниях, круглых столах (ознакомить родителей с задачами музыкально –
ритмического развития дошкольников, кратко и доступно раскрыть суть программы по логоритмике.)
- Фото - и видеоотчеты с занятий логоритмикой.
- Выступление детей на праздниках в ДОУ
- Отчетные показательные занятия в конце года для родителей и законных представителей.
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-техническое оснащение образовательного процесса: ноутбук, музыкальный центр, пианино, детские
музыкальные инструменты, игрушки, дидактические картинки и пособия.
Календарный учебный график
Средняя группа
Количество групп/подгрупп
Начало обучения

1
01.10.2025

Окончание обучения

30.04.2026

Количество недель

28

Количество занятий в неделю

1

Длительность занятия

20 минут

Объем недельной дополнительной образовательной нагрузки

20 минут

Диагностический инструментарий
Аттестация по программе «Логоритмика» проходит в форме начальной и итоговой аттестации. Начальная аттестация
проводится 1 раз в октябре в форме педагогического наблюдения (мониторинга) за детьми на занятии и заносится в
карту диагностики уровня неречевых психических функций развития ребёнка, представленную в оценочных
материалах. Итоговая аттестация проводится в мае в формах: педагогического наблюдения (мониторинга) за детьми на
занятии и заносится в «Карту диагностики уровня неречевых психических функций ребенка развития ребёнка»,
представленную в оценочных материалах.

ДИАГНОСТИКА НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года старшим воспитателем, логопедом и музыкальным
руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма,
умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики
учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное
исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых
психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Критерии:
Слуховое внимание.
1.
Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка,
гармошка»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2.
Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1
баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент:
- - .. 2-й элемент:
- .. - 3-й элемент:
--…
4-й элемент:
…-По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве.

1.
Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение.
2.
Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по
словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
• силу движений,
• точность движений,
• темп движений,
• координацию движений,
• переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1
правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим».
Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
• «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое
правильно выполненное упражнение.
• Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
• Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу:
№ п/ п

1

Фамилия,
имя
ребенка

Слуховое внимание

октябрь

апрель

Восприятие и
воспроизведение
ритма
октябрь
апрель

Ориентирование в
пространстве
октябрь
апрель

2
Список литературы:

Состояние общей
моторики
октябрь

апрель

Состояние мелкой
моторики
октябрь

апрель

1. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями
речи. – М.: Книголюб, 2004.
2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Киселева Т. в., Манакова Л. А. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающией работы с детьми 4-5
лет с ТНР. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.
4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. –
СПб.: Детсво-пресс, 2007.
5. Новиковская О. А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».